Круглый стол «Зарубежный опыт закупок инновационных решений и продукции»
17 декабря в г. Москва состоялся цикл круглых столов, объединенных одним общим названием «Инновационные закупки».
К участию в круглых столах были приглашены представители Министерства экономического развития России, представители инновационного бизнеса, компаний с государственным участием, представители ВУЗов, институтов развития, общественных организаций и эксперты.
От Набережночелнинского литейно-механического завода «Магнолия» в круглом столе «Зарубежный опыт закупок инновационных решений и продукции» принял участие Председатель Совета директоров Сергей Майоров.
С ноября 2012 г. Набережночелнинский литейно-механический завод «Магнолия» является членом Камского инновационного территориально-производственного кластера.
Основными видами деятельности предприятия являются:
- литье алюминия под высоким давлением, в кокиль и землю;
- механическая обработка: фрезерная, токарная, шлифовальная, сверлильная;
- разработка и производство алюминиевых радиаторов и комплектующих для светодиодных светильников;
- производство энергосберегающих светодиодных светильников для нужд ЖКХ;
- пошив тентов и палаток, производство тентовых конструкций.
Модератором круглого стола «Зарубежный опыт закупок инновационных решений и продукции» выступил заместитель председателя НТС ГК «Ростех» Александр Каширин.
В ходе круглого стола обсуждались вопросы организации закупок инновационных решений за рубежом, возможности локализации позитивных зарубежных практик закупок инновационных решений. Также участниками круглого стола обсуждалось, какой зарубежный опыт можно применить в российских компаниях с государственным участием.
Сергей Майоров выступил со следующими предложениями для развития деловой активности и повышения инвестиционной привлекательности Российской Федерации:
1. Создать в каждом муниципалитете Российской Федерации отдел поддержки предпринимательства и Агентство по привлечению инвестиций.
2. Определить отраслевой приоритет каждого муниципалитета, и при помощи органов поддержки предпринимательства и действующей структуры ее поддержки способствовать его развитию и довести таким образом качество продукции до уровня возможности конкуренции с ведущими мировыми компаниями.
3. Создание федеральной целевой программы продвижения бренда муниципалитета для развития малого и среднего предпринимательства.
В рамках этого же выступления, Сергей Майоров озвучил следующие действия, необходимые для взаимодействия малого и среднего бизнеса с крупными российскими и зарубежными предприятиями:
1. Организовать постоянное взаимодействие со всеми крупными государственными корпорациями и предприятиями с целью получения от них существующих проблем, которые в дальнейшем должны быть размещены в публичном доступе. Это позволит сконцентрировать усилия научных учреждений, инжиниринговых центров, предприятий МСП на решение конкретных задач.
2. Подготовить программу государственной поддержки в финансировании модернизации промышленных предприятий с предоставлением доступных, длинных и дешевых денежных средств на возвратной основе с государственным обеспечением гарантий по отсрочке уплаты процентов и основного долга до 2-ух лет.
3. На базе центров Кластерного развития автомобильной промышленности создать для производителей автокомпонентов испытательные (сертификационные) центры и инжиниринговые центры для изготовления прототипов и технологических оснасток. Финансировать проект за счет федерального бюджета, с поэтапным переходом на самоокупаемость (необходимо как минимум три подобных центра одному в Республике Татарстан, Калужской и Ленинградской области). Что позволит предприятиям машиностроения, быстрее выводить на рынок новые виды продукции. Например, в Китае это 2-3 недели, а у нас, сегодня – это год, полтора.
4. Рассмотреть возможность совершенствования программы «Лизинг-грант» для производителей автокомпонентов без участия лизинговых компаний, с увеличением размера поддержки до 15 млн.рублей в отношении предприятий производителей автокомпонентов.
5. В рамках контрольно-надзорных полномочий в соглашениях о локализации провести проверку производителей на предмет исполнения принятых на себя обязательств по срокам и процентам использования локализованной продукции. В случае выявления нарушения договорных обязательств, рекомендовать производителям исполнить обязательства в возможно короткие сроки. В то же время организовать систему информирования субъектов МСП о перечне изделий планируемых к локализации.
6. Обратиться в адрес государственных корпораций с предложением отказа от принципа ценообразования «20+1», что послужит стимулом – использовать принципы аутсорсинга для субъектов МСП.
7. Правомерным представляется также внесение следующего предложения: создание на региональном и местном уровне Фондов прямых инвестиций, который будет аккумулировать денежные средства, формируемые, от части налоговых отчислений членов структур Кластерного развития.
Так же Сергеем Майоровым были озвучены следующие действия, необходимые для расширения доступа малых и средних предприятий к закупкам государственных компаний:
1. Организовать постоянное взаимодействие со всеми крупными государственными корпорациями и предприятиями с целью получения от них существующих проблем, которые в дальнейшем должны быть размещены в публичном доступе. Это позволит сконцентрировать усилия научных учреждений, инжиниринговых центров, предприятий МСП на решение конкретных задач.
2. На базе центров Кластерного развития автомобильной промышленности создать для производителей автокомпонентов испытательные (сертификационные) центры и инжиниринговые центры для изготовления прототипов и технологических оснасток. Финансировать проект за счет федерального бюджета, с поэтапным переходом на самоокупаемость (необходимо как минимум три подобных центра одному в Республике Татарстан, Калужской Ленинградской области). Что позволит предприятиям машиностроения, быстрее выводить на рынок новые виды продукции. Например, в Китае это 2-3 недели, а у Нас, сегодня – это год, полтора.
3. Рассмотреть возможность совершенствования программы «Лизинг-грант» для производителей автокомпонентов без участия лизинговых компаний, с увеличением размера поддержки до 15 млн. рублей в отношении предприятий производителей автокомпонентов.
4. В рамках контрольно-надзорных полномочий в соглашениях о локализации провести проверку производителей на предмет исполнения принятых на себя обязательств по срокам и процентам использования локализованной продукции. В случае выявления нарушения договорных обязательств, рекомендовать производителям исполнить обязательства в возможно короткие сроки. В то же время организовать систему информирования субъектов МСП о перечне изделий планируемых к локализации.
5. Подготовить программу государственной поддержки в финансировании модернизации промышленных предприятий с предоставлением доступных, длинных и дешевых денежных средств на возвратной основе с государственным обеспечением гарантий по отсрочке уплаты процентов и основного долга до 2-ух лет.
6. Обратиться в адрес государственных корпораций с предложением отказа от принципа ценообразования «20+1», что послужит стимулом – использовать принципы аутсорсинга для субъектов МСП.
7. Правомерным представляется также внесение следующего предложения: создание на региональном и местном уровне Фондов прямых инвестиций, который будет аккумулировать денежные средства, формируемые, от части налоговых отчислений членов структур Кластерного развития. Вышеуказанные предложения, были сформированы на основании практической работы, проводимой в рамках муниципально-частного партнёрства в г. Набережные Челны и имеют на наш взгляд, конкретизацию форм и методов.
Результаты, полученные в ходе обсуждений, в дальнейшем будут использованы для разработки нормативных и методических документов, необходимых для закупок инноваций инфраструктурными монополиями и компаниями с государственным участием.