набережночелнинский литейно-механический
завод «магнолия»

ТОР-лотерея для моногородов

Отобраны четыре моногорода, в которых будет создан благоприятный режим для инвесторов. При правильном подходе этот статус и то, что за ним стоит, может привести к коренным изменениям в экономике этих далеко не благополучных поселений, считают эксперты.

Минэкономразвития выбрало четыре моногорода, в которых «на пробу» будут созданы территории опережающего социально-экономического развития (ТОР). Как сообщил глава ведомства Алексей Улюкаев, всего было 16 заявок от восьми субъектов РФ, но особый статус на 10 лет с правом продления еще на пятилетку получат пока только избранные.

«Джек-пот» сорвали: Усолье-Сибирское Иркутской области, Гуково — Ростовской, Юрга — Кемеровской и татарстанские Набережные Челны. Все они обладают развитой инфраструктурой, однако зависимость от крупных градообразующих предприятий и отсутствие свободных средств не позволяют им диверсифицировать свою экономику и получить импульс к развитию. Так, Усолье-Сибирское завязано на «Усольехимпром», которое в последнее время едва держится на плаву, Юрга — на несколько машиностроительных и металлургических предприятий, Гуково — вообще шахтерский город. Выпадают из этой обоймы, пожалуй, только Набережные Челны — второй по численности населения мегаполис Татарстана. Если в остальных «моно-ТОРах» проживает меньше 100 тыс. человек, то челнинцев насчитывается больше полумиллиона.

Как рассказал RegNews директор Агентства по привлечению инвестиций в г. Набережные Челны Сергей Майоров, попадание города в список пилотных ТОРов может быть связано с неблагоприятной ситуацией на расположенных здесь многочисленных предприятиях автопрома. «В кризис эта отрасль падает первой», — заметил он.

Неслучайно президент Республики Татарстан Рустам Минниханов заявлял недавно, что рассчитывает на присвоение статуса ТОР двум городам — Набережным Челнам и Зеленодольску. Цель — привлечение дополнительных ресурсов и создание благоприятных условий для бизнеса, что позволит диверсифицировать моноструктурную экономику этих городов.

Главное преимущество такого статуса — безусловно, налоговые преференции. По расчетам Минэкономразвития, налоговое бремя для инвесторов, работающих на таких территориях, сокращается с 20% до 7%.

В нынешней экономической ситуации ТОР в моногородах можно назвать скорее территориями не опережающими, а вытягивающими, заметил RegNews доцент кафедры государственного управления Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и госслужбы Александр Балобанов. «Этим, наверное, можно объяснить и попадание в список Набережных Челнов, экономический потенциал у которого гораздо выше. И хотя равняться на эти моногорода другим, наверное, еще рано, с другой стороны, как говорят китайцы, кризис — это также и время возможностей. И если все сделать правильно, может, что-то и получится. Механизм ТОР — это классика, подразумевающая наиболее благоприятный режим для инвесторов, но никакой статус и льготы сами по себе не способны привести к коренным изменениям в экономике этих поселений. Важно, что конкретно будет делаться, какие будут найдены ходы, и смогут ли они выстрелить», — считает он.  

Сергей Майоров считает создание ТОР в Набережных Челнах прекрасной возможностью для привлечения инвесторов на всю территорию, прилегающих к городу шести муниципалитетов, объединенных в Камский инновационный территориально-производственный кластер. «Мы видим, как интенсивно развивается татарстанская особая экономическая зона «Алабуга», на которую приходится сегодня больше 80% выручки всех российских ОЭЗ. Но в таких зонах существуют определенные ограничения для бизнеса, в частности минимальный порог инвестиций ограничен 3 млн долларов — его способны преодолеть только крупные компании. Режим ТОР открывает возможности для малого и среднего предпринимательства: барьер от 5 млн рублей и создание 20 рабочих мест способны преодолеть уже многие. Мы же готовы предложить им как готовые инвестплощадки с арендой в пределах 130 рублей за квадратный метр или с возможностью выкупа, так и возможность строить свое производство на территориях с готовой инфраструктурой. Причем наши предложения актуальны практически для любого бизнеса — от автопрома до IT-технологий», — резюмировал он.