набережночелнинский литейно-механический
завод «магнолия»

Как увеличить капитализацию своей компании, используя интеллектуальную собственность, и благодаря этому без проблем получить госфинансирование

29 июля Набережные Челны посетил генеральный директор Института финансового развития бизнеса Ильдар Шайхутдинов

На «Деловом обеде» и семинаре он рассказал местным предпринимателям, как увеличить капитализацию своей компании, используя интеллектуальную собственность, и благодаря этому без проблем получить госфинансирование проектов.

Примечательно, что подобный семинар в этот же день прошел и в Москве, но там его провел исполнительный директор института Александр Сапожников.

Челнинских предпринимателей приглашали в Москву и сильно удивились, когда узнали, что в Челнах выступает гендиректор института, говорит Председатель Правления Ассоциации машиностроителей г. Набережные Челны и Закамского региона, Председатель Совета директоров Набережночелнинского литейно-механического завода «Магнолия», Председатель Наблюдательного совета Агентства по привлечению инвестиций, Депутат городского совета г. Набережные Челны Сергей Майоров.

Татарстан интересен как хорошее поле для деятельности, рассказал Шайхутдинов: «Это единственный регион России, в котором разработана концепция по защите интеллектуальной собственности». 

В концепции есть некоторые моменты, которые нужно доработать, считает он. «Мы планируем встретиться с руководством республики и помочь региону двигаться в правильном векторе», — заявил он.

По словам Шайхутдинова, в России только 6% активов компаний — интеллектуальная собственность, за рубежом эта цифра достигает 35%. 

«Бухгалтерская отчетность вообще обязывает ставить объекты интеллектуального права на баланс. Я не знаю, почему бухгалтеры этого не делают», — говорил он.

Шайхутдинов считает, что собственнику необходимо оформить интеллектуальную собственность, поставить её на бухгалтерский баланс, произвести её переоценку. А местным властям разработать пакет локальных нормативных актов и стратегию управления интеллектуальной собственностью. Тогда стоимость компаний может увеличиться в разы. Заодно это защитит компанию от многих проблем.

«Компании вольно или невольно вкладывают деньги в товарный знак, но почему они не отражают это в балансе? Почему товарный знак у многих вообще не зарегистрирован?», — задал риторические вопросы Шайхутдинов.

Сейчас товарный знак Coca-Cola стоит $80 млрд. Ваш товарный знак может встать на баланс компании, он может стоить 1 млн рублей, а может и 10 млн. Стоимость товарного знака обычно равна стоимости бизнеса, заявил эксперт.

Шайхутдинов привел наглядные примеры, когда регистрация интеллектуальной собственности спасла компании от гибели.

Группа изобретателей разработала инновационный редуктор из композитных материалов. Семь лет назад этим бизнесом занялись технолог и владелец предприятия. Технологу предлагали войти в состав соучредителей, но он отказался, не захотев разделять риски. Выручка компании с тех пор увеличилась в 10 раз. Когда появилась прибыль — он начал шантажировать собственника и предлагать переоформить на него 50% компании, угрожая отдать все наработки конкурентам.

«Я посоветовал собственнику поставить все объекты интеллектуального права на баланс и заключить договор с работниками о неразглашении, ведь если со склада пропадает материал – то расходы несет тот, кто за их сохранность отвечал», — рассказал Шайхутдинов.

Другой пример — увеличение капитализации в 10 раз.

У нефтяных компаний есть проблема — периодически насосы забиваются серой. Группа ученых разработала оборудование для очищения, благодаря ему скважина работает на десять дней больше. «На полочке эта разработка вообще ничего не стоит, а мой друг купил эту разработку за 3 млн рублей. Он был знаком с людьми в нефтяной сфере и договорился о пробной эксплуатации. Везде получил положительные заключения», — продолжал Шайхутдинов.

После этого предприниматель продал 10% своей компании за 30 млн рублей. Друг капитализировал свои знакомства и труд ученых.

Важно научиться трансформировать человеческий капитал в структурный. Предприятие должно защищать свои интеллектуальные разработки, рассуждает эксперт.

По словам Шайхутдинова, переоценка интеллектуальной собственности не облагается налогом на прибыль и на имущество — институт делал запрос в Минфин России и оттуда пришел однозначный ответ.

Сегодня «Фонд развития промышленности» выдает льготные займы на открытие новых производств и реализацию технологических разработок. Его бюджет на 2015 год — 20 млрд рублей. Сейчас более 1000 компаний подали заявки на общую сумму около 400 млрд рублей, рассказал Майоров. Из них фондом одобрено проектов на 4,7 млрд рублей.

Из Татарстана с начала года поступило 34 заявки, но ни одна из них пока не одобрена, следует из ответа департамента внешних коммуникаций Фонда развития промышленности.

Согласно условиям фонда, предприятие может получить от 50 до 500 млн рублей по ставке 5% годовых на срок до 5-7 лет с грейс-периодом 1,5 года. Лучших условий для бизнеса сейчас в России не существует.

Тех, кто хочет подать заявку на получение финасирования, спикер попросил поторопиться. «Осталось 15,3 млрд рублей. До 30 сентября деньги фонда закончатся», — заверяет Шайхутдинов.

Для этого нужно зайти на сайт фонда  и подать заявку. К ней прикрепляется пакет документов. Это бизнес-план, финансовая отчетность в соответствии с требованиями фонда.

Не стоит запрашивать сумму, выше рыночной стоимости вашего бизнеса, советует спикер: «Не одобрят. Фонд берет в залог имущество и имущественные права. Компания должна быть финансово устойчива настолько, чтобы ее чистые активы превышали сумму потенциального займа».

Инструменты увеличения капитализации

Треть компаний с оборотом до 3 млрд рублей не могут привлечь финансирование на свои проекты. Более половины не обладают элементарной финансовой грамотностью. Не могут дать ответ на вопрос, что такое чистая прибыль, говорится в исследовании «Института финансового развития бизнеса».

97% компаний не способны использовать свои наработки для извлечения прибыли. Активами компании могут быть не только производственные площади или станки, но и товарный знак, клиентская база, другие интеллектуальные наработки

Источник: Kazan First