набережночелнинский литейно-механический
завод «магнолия»

Малый бизнес Челнов хочет перейти в «оборонку» от кризиса

Спад производства на «КАМАЗе» по итогам первого полугодия 2015 года составил 42%. С начала года на предприятии произвели 11,2 тыс. грузовых автомобилей, тогда как за аналогичный период прошлого года – 19,3 тыс. Вместе с этим упал и индекс промышленного производства Набережных Челнов — до 70,6%, сообщила 20 июля замруководителя городского исполкома Наталия Кропотова. Результаты работы промышленной отрасли автограда определяются показателями «КАМАЗа», так как его доля в промышленности города составляет 38,1%, заявила тогда Кропотова.

Всего, по сообщению руководителя пресс-службы «КАМАЗа» Олега Афанасьева, напрямую от завода в Челнах зависят 200 тысяч человек — это рабочие завода, их семьи и сотрудники предприятий, работающих на «КАМАЗе». К слову, это почти половина всего населения Набережных Челнов, которое составляет порядка 520 тыс. человек. О том, сколько предприятий работает на «КАМАЗ» в городе, Афанасьев сказать не смог, так как их число, по его словам, «постоянно меняется».

Глава Ассоциации машиностроителей Челнов Сергей Майоров в беседе с РБК-Татарстан рассказал, что в его Ассоциации задействовано порядка 50 предприятий, из них примерно 50% работают с «КАМАЗом». ««КамАЗ» для нас стратегический партнер. Понятно, что это крупнейшее предприятие в автомобильной отрасли, и в первую очередь нужно ориентироваться на него. Но раз сложилась такая ситуация, то можно переходить на другие отрасли. Например, оборонка. Там ничего с заказами не произошло», - говорит Майоров. Эксперт также посоветовал мелким предприятиям иметь как минимум четырех крупных заказчиков, чтобы «не рисковать».

Чтобы найти своим подопечным новые заказы, Ассоциация использует постановление Дмитрия Медведева о малом и среднем бизнесе. Поясним: с 1 июля 2015 года все крупные госкорпорации с годовым оборотом свыше 6 млрд рублей должны закупать у субъектов малого и среднего предпринимательства не менее 9% продукции. Руководствуясь постановлением, Ассоциация машиностроителей автограда пытается договориться с крупным бизнесом о сотрудничестве.

«Мы уже съездили на «Автоваз», «ГАЗ», в Башкортостан и Казахстан. У нас уже есть реальные успехи - подписанные договора. У предприятий появляются новые заказы с поставщикам, с которыми ранее никогда еще не работали. Таким образом, мы оказываем содействие в диверсификации и снижении рисков наших поставщиков», - комментирует Майоров. По словам спикера, у челнинских малых и средних предприятий уже есть заказы от «Автоваза», «ГАЗа» и Казахских железных дорог.

Предприятия камского индустриального парка «Мастер», основным акционером которого является «КАМАЗ», тоже ощущают кризис. По сообщению пресс-службы индустриального парка, 28% из всех 250 компаний работают с «КАМАЗом». «Естественно, есть изменения. Это можно наблюдать по цифрам - по выручке, например. Однако мы не останавливаемся. Все площади сданы в аренду. Мы вышли на уровень самого большого парка России и работаем на полную мощность», - прокомментировала ситуацию пресс-секретарь парка Зоя Юркина.

«У всех, кто завязан с «КАМАЗом», такая ситуация, что упал объем производства. У нас объем производства сократился примерно в 2,5 раза», - рассказал РБК-Татарстан один из резидентов КИП «Мастер» - руководитель Камского завода электронных компонентов («Камэк») Сергей Шулико. Предприятие специализируется на разработке и производстве изделий автомобильной, промышленной электроники и модулей систем освещения различного назначения. Завод осуществляет поставки на главный сборочный конвейер «КАМАЗ» и «УралАЗ».

В связи с сокращением производства на «Камэке» уменьшилась зарплата — примерно в два раза. На сегодняшний день сотрудники завода получают в среднем 23 тыс. рублей. «Официальное сокращение штата мы не делали. Люди сами уволились в связи с падением объемов заработной платы», - констатировал Шулико. Сегодня на заводе работают 54 человека, а было - 67.

Директор завода рассчитывает на диверсификацию производства. «Мы настроены на автомобильную промышленность, но прорабатываем и другие направления. Например, оборонная промышленность», - сказал Шулико.

Источник: Информационное агентство РосБизнесКонсалтинг (РБК)