набережночелнинский литейно-механический
завод «магнолия»

«ИнноКам»: Большие планы ученых требуют больших денег из Москвы

Гостями 160-го по счету «делового обеда» в Набережных Челнах были научные сотрудники Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) Российской Академии народного хозяйства, которые разработали федеральную концепцию создания обособленного инновационно-производственного центра «ИнноКам». До встречи с предпринимателями этот проект они три часа обсуждали с челнинскими властями. По словам специалистов, на ближайшие годы основной точкой экономического роста в Татарстане определен «Камский инновационный территориально-производственный кластер». Отраслевая специализация кластера - нефтегазопереработка, нефтехимия и автомобилестроение. И эта программа должна получить поддержку на федеральном уровне с соответствующим финансированием.

- Подобные проекты уже существуют в Томской области или в подмосковном Сколково, но наша цель добиться создания крупнейшего инновационного производственного центра в России, - заявил Владимир Комаров, заведующий лабораторией экономики знаний ИПЭИ. - Создать условия не только для промышленного развития, но и в целом улучшить жизнь общества. Чтобы люди хотели приехать жить в эти края, работать здесь и отдыхать.

Такие успешные примеры есть в передовых странах, к примеру, в канадской провинции Альберта. Мы предполагаем, что Набережные Челны станут деловой столицей агломерации. Город и дальше будет активно застраиваться в восточном направлении. Нижнекамск – это рабочие места. Елабуга – туристический центр. Менделеевск – перспективная площадка для малого и среднего бизнеса. Города этой агломерации будут дополнять друг друга, развиваться они могут только совместными усилиями. Транспортное сообщение между ними – скоростной трамвай или электричка. Причем в России впервые делается проект подобного масштаба, если учитывать площади. Тот же Сколково – это «город в городе», небольшая территория.

- У нас есть идея создания на этой территории крупного предпринимательского университета, - говорит заведующий лабораторией экономики знаний Института прикладных экономических исследований РАНХ Степан Земцов.

 

Слова научных сотрудников не сильно впечатлили присутствующих, и они предложили поговорить о более приземленных вещах.

- В университетах люди получают высшее образование, а нам нужны рабочие, - обратил внимание председатель совета директоров ООО «Завод Машдеталь» (и руководитель украинской общины Челнов) Василий Маньковский. - Как вы собираетесь повысить престиж машиностроительных специальностей, которые на сегодняшний день не престижны?

- Чтобы сделать их таковыми, нужно повышать не только зарплаты, но и улучшать условия труда, - комментировал Земцов. - Это одна из причин, почему в развитых странах сумели создать конкурентоспособную среду: где почти всё автоматизировано, где нет никакого грязного производства, где все сделано для человека. Если будут создаваться подобные рабочие места, будет повышаться и престиж профессии. Сейчас невозможно просто открыть техникумы и училища и заставить там современных молодых людей учиться, чтобы они впоследствии стали выполнять монотонную работу. Либо такая промышленность должна измениться, либо она исчезнет.

- Был я и в Германии, и на заводах в других странах. И я не вижу большой разницы между ними и нашим отечественным производством, везде нужно работать, - стал полемизировать Маньковский. - Причем в Германии людям платят только за отработанные часы. И там не занимаются социальными вопросами работников. Платят зарплату, а дальше как хочешь.

- А вот я будучи в зарубежных фирмах, разницу почувствовал, - парировал Земцов. - И на российских машиностроительных предприятиях, где я был, ни за что бы не стал работать. И если у вас все так хорошо, то не должно быть проблем с кадрами.

- Мы сейчас говорим много красивых слов: «кластеры», «прорывные технологии» и т.д. Но по большому счету это похоже на сотрясание воздуха, - высказывает мнение директор ООО «Биформ» Вячеслав Бородулин. – Не секрет, что лучшие специалисты уже ушли из «КАМАЗа». В более мелких организациях работают талантливые конструкторы, дизайнеры. Почему бы не сотрудничать с этими людьми. Лучше давайте подумаем, как создать народный экономичный автомобиль, который заменит былую «Оку». Чтобы люди могли позволить себе его купить, ездить на нем на рыбалку, на дачу. У нас есть специалисты, которые могут его разработать. Я сам, при наличии чертежей, могу изготовить кузов за полгода.

- У нас сейчас глубокий кризис, в стране депрессия, - констатировал кинорежиссер Юрий Манусов. – Разоряются предприятия, снизилась покупательная способность. Сын у меня уже полгода не может найти работу. Как решить эту проблему?

- Концепцией предусмотрено создание рабочих мест, и если ваш сын технический специалист, то он «на 100%» найдет себе работу, - ответил Владимир Комаров.

«Мы должны понимать, что эта наша общая стратегия, мы ее разрабатываем для всех жителей региона, - говорит Лейсан Абзалилова, заместитель генерального директора ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» и вице-президент некоммерческого партнерства «Камский инновационный территориально-производственный кластер». – Стратегических документов разработано много, но сколько из них были реализованы? Поэтому важна поддержка общественности. Призываю всех отнестись к этой концепции не как к очередной фикции, а как к документу, определяющему вектор развития региона на ближайшие 15 лет.

- За 25 лет мы много создали в этой стране, но в итоге все равно получается КПСС, - высказал свое мнение бизнесмен из Сочи Арман Чугурян. – Я вчера был на производственных площадках Елабуги и был просто приятно поражен. Я приехал из города, в который вложили больше триллиона рублей и сделали «мертвые» стадионы. В Елабуге за 23 миллиарда построили уже 40 с лишним «живых» заводов. Сравнивайте, где эффективнее работают. Мне в Елабуге сказали, что здесь не так, как в России. Мне кажется, в этой фразе лучшая характеристика Татарстана. И мне хочется надеяться, что у вас всё получится. Но для этого надо быть немного сумасшедшими, делать то, во что другие не верят, - сказал генеральный директор ООО «ОлимпСнабСервис»

Владимир Комаров сообщил корреспонденту «Челны ЛТД», что концепцию создания центра «ИнноКам» планируют утвердить в правительстве страны в сентябре нынешнего года. Сейчас документы находятся на согласовании в министерствах. Ряд проектов должны воплотить в жизнь до 2018 года. И если кризис в экономике еще больше не сожмет бюджеты, то может быть, на наш и соседние города прольется «рублевый дождь» из Москвы, который позволит воплотиться планам, которые сейчас больше кажутся ненаучной фантастикой.


Источник публикации: Сайт газеты "Челны ЛТД"