набережночелнинский литейно-механический
завод «магнолия»

Наиль Магдеев: «КАМАЗ – наша судьба. А судьбу не выбирают»

 «В обычное время от 150 до 200 автомобилей в день продавались, сейчас — от 30 до 50 автомобилей», — охарактеризовал глубину проблем в автопроме гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин на вчерашней отчетной сессии горсовета в Набережных Челнах, заявив, что не видит финиша у кризиса. Президент РТ Рустам Минниханов пообещал компании всяческую поддержку, а новому руководству города наказал «кончать с родственниками и аффилированностью в ЖКХ».

ИНДЕКС ПРОИЗВОДСТВА — 96,4%

С первым годовым отчетом в качестве руководителя Набережных Челнов выступил в пятницу Наиль Магдеев на отчетной сессии горсовета. В ее работе принял участие президент Татарстана Рустам Минниханов и ряд правительственных чиновников. Об основных достижениях по всем отраслям народного хозяйства автограда рассказали в презентационном ролике. Многие из этих цифр перекочевали и в доклад Магдеева. Ему было сложно объективно давать оценки работе властей автограда в прошлом году, ведь из всего этого времени он руководил ими лишь четыре месяца, да и жил в Челнах столько же. Видимо, поэтому в своем стандартном обращении Магдеев чаще мягко стелил. Будет ли жестко спать — станет ясно уже в ближайшее время. Кризис все расставит по своим местам. Пока же Магдеев озвучил весьма расплывчатые формулировки о том, как город будет выживать в кризисный год.

Как сообщил руководитель исполкома, в отчетном году экономика города сохранила свое устойчивое развитие: показатель ВТП, составивший 171,1 млрд. рублей, остался на уровне 2013 года. Средняя зарплата вышла на уровень в 28 211 рублей с чисто символическим ростом на 1,4%. В Челнах было создано более 3 тыс. рабочих мест. Как результат удалось сохранить низкий уровень безработицы — 0,81%. Было привлечено около 38 млрд. рублей инвестиций с ростом на 18%, в том числе 5 млрд. — в рамках муниципальных программ. «Однако в условиях сложной международной обстановки, введения санкций экономика города ощущает те сложности и противоречия, с которыми столкнулась вся страна», — признал Магдеев. Индекс промышленного производства составил лишь 96,4 процента, при этом наибольшее снижение ощущается в производстве автомобилей. Тем не менее, несмотря на сложные экономические условия, положительную динамику производства городу обеспечили КБК, совместные предприятия ZF КАМА, Cummins КАМА, а также такие компании, как «Астейс», «Сатурн», «Кама Индустрия», «КамГЭСзяб», «Челны-холод», «Булгарпиво».

По камазовской теме Магдеев прошелся очень кратко. «Одно рабочее место на автозаводе обеспечивает работой еще семерых жителей города. Поэтому успехи КАМАЗа — это наши успехи, его трудности — это наши трудности. А крылатая фраза «КАМАЗ — это город, город — это КАМАЗ» — это не просто слова, это наша судьба. А судьбу не выбирают», — философски заметил градоначальник. Привел он и общеизвестную статистику: в городе около 30 тыс. предприятий малого и среднего бизнеса, на которых трудятся более 57 тыс. человек или 30% от общей численности работающих челнинцев, а это раза в полтора больше, чем на КАМАЗе.

«ЗАВОЗИМ 40 МИЛЛИАРДОВ РУБЛЕЙ, А СОБСТВЕННЫЕ МОЩНОСТИ НЕ ЗАГРУЖЕНЫ»

Далее, переходя к теме задач на 2015 год, Магдеев отметил, что за 2 года только на развитие малого бизнеса и предпринимательства в город было привлечено более 800 млн. рублей из различных программ господдержки. Однако для дальнейшего развития МСБ и улучшения инвестиционного климата еще предстоит сделать немало. И основной точкой роста экономики в ближайшие годы должен стать, по мнению Магдеева, Камский инновационный территориально-промышленный кластер, а Челны — центром развития не только автомобилестроения и ІТ-индустрии, но и пищевой и мебельной промышленности. Одной из приоритетных задач на текущий год Магдеев также назвал развитие межрегионального и городского сотрудничества в целях продвижения республиканской и городской продукции, а также расширение рынков сбыта.

«Ежегодно в республику ввозится продукции более чем на 350 миллиардов рублей, а в Челны — на 40 миллиардов. И это при том, что собственные производственные мощности значительно не загружены. Это мы наблюдаем в области ЖКХ, строительства, капремонта жилого фонда и объектов социальной инфраструктуры. Начата работа по формированию реестра местной продукции для внедрения внутренней городской кооперации. Сложная экономическая ситуация дает нам хорошие возможности и шансы в получении гарантированных заказов», — заявил Магдеев.

В планах руководства города также введение в эксплуатацию 340 тыс. кв. м жилья против 330 тыс. в прошлом году. Выполнение этой задачи зиждется на том факте, что общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя Челнов, составляет 21,5 кв. м, что значительно ниже, чем по Татарстану. Помимо жилья в 2015 году в Челнах необходимо построить городской клуб, фельдшерско-акушерский пункт в поселке Элеваторная Гора, 11 спортивных площадок, отремонтировать 6 школ, стадион «КАМАЗ» и приступить к реконструкции парка Победы.

Под конец Магдеев не преминул вскользь заметить и о коррупционных скандалах, потрясших Челны в прошлом году, дипломатично назвав их «серьезными упущениями в работе по профилактике коррупционных проявлений», а громкие увольнения и назначения — «рядом кадровых решений». Причина проблем в антикоррупционной политике города Магдееву видится в слабом контроле со стороны должностных лиц исполкома. «Поэтому в текущем году необходимо продолжить работу в области профилактики антикоррупционных проявлений. Необходимо завершить полную инвентаризацию земельных участков и имущества, постоянно проводить мониторинг целевого использования земельных участков, соблюдать финансовую дисциплину при осуществлении закупок товаров для муниципальных нужд, обеспечивать полную открытость и прозрачность органов местного самоуправления и не допускать аффилированности в сфере ЖКХ», — подвел черту руководитель исполкома.

ЧЕЛНЫ И ЕЛАБУГУ СВЯЖЕТ «АЛАБЕГ»

Далекое будущее города челнинцам представил в своем докладе директор ресурсного центра по стратегическому планированию при Леонтьевском центре Борис Жихаревич, о работе которого «БИЗНЕС Online» неоднократно подробно писал, поэтому остановимся лишь на той ее части, которая непосредственно касается будущего автограда. Согласно стратегии, Челны вместе с соседними Нижнекамском, Елабугой и Менделеевском должны стать экономической зоной республики — Камской, наряду с еще двумя — Казанской и Альметьевской.

Для Камской экономической зоны перспективное видение связано непосредственно с промышленно-технологическим развитием. Эта территория видится стратегам как территория новой индустриализации и развития высоких технологий. Пространственное развитие ориентировано на постепенный переход к пятому технологическому укладу с улучшением экологической характеристики жизнедеятельности, максимальным сохранением земель сельскохозяйственного назначения, новой политики в отношении застроенных территорий.

Чтобы агломерации работали как единый комплекс, необходимы транспортные связи. По утверждению создателей стратегии, Камская зона органично интегрируется в систему скоростных межрегиональных и общероссийских связей, таких как Транссиб, Северный Урал — Казахстан, Европа — Западный Китай. Для более устойчивых скоростных связей внутри республики стратегами предлагается спроектировать два моста через Каму: в районе поселка Соколки и еще один — так называемый «Алабег», который планируется соорудить между Челнами и Елабугой. «У проекта «Алабег» несколько целей. Во-первых, обеспечить пространственное развитие Камского инновационного территориально-производственного кластера, а также стратегическую безопасность. Кроме того, важно в агломерации создать единый рынок труда, чтобы людям было удобно переезжать от дома до работы», — доложил ученый.

В стратегии говорится и о развитии на уровне городов. Камская агломерация включает в себя промышленные города, поэтому, по мнению создателей стратегии, нужно совершенствовать городскую застройку. С точки зрения экономики основная идея стратегии — это кластерная активация. И здесь опыт Камского инновационного территориально-производственного кластера является очень важным, так как он является примером, позволяющим преобразовать современную экономику в умную — экономику знаний. Правда, как признался Жихаревич, в документе еще предстоит разработать стратегии на уровне муниципалитетов. К этому этапу в работе стратег и призвал всех участников заседания.

«КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН ДУМАТЬ, КАК СЭКОНОМИТЬ СРЕДСТВА ДЛЯ КОМПАНИИ»

На контрасте с оптимистичным докладом Жихаревича прозвучала информация о положении дел на КАМАЗе из уст генерального директора автогиганта. «Не буду скрывать, что ситуация сверхсложная, — не стал лукавить Сергей Когогин. — И хотя экономика нашей страны кризис переживает не первый раз, нынешний кризис вызывает очень большие беспокойства, потому что непонятно, где будет его финиш». Гендиректор КАМАЗа отметил, что компания предпринимает все необходимые усилия для того, чтобы демпфировать вызовы падающего рынка — проведены мероприятия по сокращению издержек, для сохранения коллектива организованы общественные работы, в которых на сегодня заняты почти 20 тыс. человек. «Мы обратились к Рустаму Нургалиевичу с тем, чтобы республика инициировала обращение в федеральное правительство по общественным работам. Я думаю, что, по крайней мере, в марте решение будет принято и деньги будут выделены из федерального бюджета, и мы сможем охватить большее количество людей. Это, конечно, необходимо делать, хотя бы в первые полгода», — заметил Когогин.

Затем он сказал, что на рынке России в настоящее время наблюдается серьезное падение продаж. «Если брать в среднем, что в обычное время от 150 до 200 автомобилей в день продавались, то сейчас — от 30 до 50 автомобилей. Вот глубина проблем, которые на сегодня стоят, — подчеркнул Когогин. — В то же время КАМАЗ за прошлый год традиционно в условиях кризиса увеличил свою долю на рынке: мы продали 38,9 тысячи автомобилей — заняли почти 50 процентов рынка России, но для стабильной работы предприятия этого, конечно, недостаточно».

По словам гендиректора челнинского автогиганта, программа сокращения издержек (элементарно вовремя выключить свет, закрыть кран), оптимизация рабочих процессов дают внушительную экономию. «Мы боремся за то, чтобы каждый на рабочем месте думал о том, как сэкономить средства. Получается! В прошлом году мы свою программу сокращения издержек реализовали на 9 миллиардов рублей. Это позволило компании получить прибыль по итогам прошлого года. Она небольшая (500 млн. рублей — прим. ред.), но все-таки это прибыль, а не убытки. Хотя в нашей отрасли прибыльных компаний в России практически не было», — поделился Когогин.

Затем он посетовал, что в последнее время очень много времени ему приходится тратить на загранкомандировки. «По сегодняшней валютной ситуации нам очень важно увеличить долю экспорта, чего мы добились в конце прошлого года. И сейчас наша компания, отвечающая за внешнюю торговлю, отрабатывает ряд серьезных экспортных контрактов как на территории бывшего СНГ, так и за его пределами. Это отнимает достаточно много времени, поездок много приходится делать, но сегодняшняя курсовая разница валютная нам позволяет рассчитывать на то, что мы становимся конкурентоспособными, и к нашей технике вновь возвращается интерес», — сказал Когогин.

Гендиректор компании считает, что сегодня архиважно не останавливать программу развития КАМАЗа. «Потому что если мы остановим инвестиции, не проведем модернизацию производства, отставание будет закреплено за нами навсегда, — вынес он вердикт. — Мы обратились к правительству РФ, нами были получены госгарантии на необходимые для КАМАЗа инвестиции. Сейчас идет оформление документов, и мы находим понимание во всех органах исполнительной власти, есть уверенность, что все должно получиться».

Когогин также выразил надежду, что программа утилизации поможет увеличить спрос на рынке. «Другие механизмы, которые мы сегодня рассматриваем, а это и субсидия процентных ставок лизинговым компаниям, и работа с госорганами — они тоже задействованы, и я уверен, что в этом году общими усилиями мы сумеем все-таки изменить ситуацию на рынке и поддержать нашего потребителя. Ну а вообще, настало время обращаться друг к другу с призывом: «Покупай отечественное! Работай на отечество и помоги каждый сам себе». Вместе в одной команде мы всегда будем сильнее. Если брать мультипликативный эффект, который могут оказывать городу и республике такие компании, как наша, то я могу сказать, что у нас бюджет закупок — 62,5 миллиарда рублей. Почти 30 процентов этого бюджета — это продукция предприятий Татарстана. Основная масса — Набережные Челны и Нижнекамск. Мы с удовольствием увеличим эту долю, если продукция, выпускаемая предприятиями республики, будет соответствовать тем требованиям, которые сегодня предъявляются автопромом по качеству и цене», — предложил Когогин, добавив, что сегодняшние вызовы, которые экономика поставила перед производителями, создали и новые возможности. «Не один кризис мы переживали, знаем и умеем в условиях кризиса работать. Нужно сжиматься, будем сжиматься и готовиться к новому рывку!» — резюмировал гендиректор КАМАЗа.

«АФФИЛИРОВАННОСТЬ, РОДСТВЕННИКИ — С ЭТИМ ДАВНО ПОРА КОНЧАТЬ»

Президент, подводя итоги, пообещал в меру возможностей лоббировать интересы КАМАЗа. «Такого предприятия в нашей стране больше нет, — сказал Минниханов. — Сегодня одно дело — сохранить КАМАЗ, другое дело — не остановить модернизацию. Это большая работа. Завод должен быть конкурентным, но без завершения программы модернизации говорить об этом сложно. КАМАЗ и Челны мы разделить не можем. Плохо КАМАЗу — плохо городу, хорошо КАМАЗу — хорошо городу. Развитие КАМАЗа — это развитие малого и среднего бизнеса. Те меры поддержки, которые сегодня предусмотрены в части программы утилизации, модернизации, позволят не только кризис пережить, но и увидеть КАМАЗ лидером машиностроения нашей страны».

В унисон с Жихаревичем прозвучали из уст президента и слова о Камской экономической зоне, которая в перспективе будет основной точкой роста. Как отметил президент, нефтяная промышленность у нас расти уже не будет, поэтому главная задача — сохранить и создавать новые производства. «Многие сегодня спрашивают о том, как мы завтра будем жить. Если мы не будем думать о среднесрочной и дальнесрочной перспективе, наша жизнь завтра тоже не будет правильной», — прокомментировал выкладки стратегов глава республики.

Президент прямо поставил задачу перед руководителями города: необходимо выдержать этот кризис несмотря на все сложности, которые есть в связи с санкциями со стороны западных партнеров, с падающей ценой на нефть, колебаниями курса валют. «Все это нами не прогнозировалось, тем не менее это случилось. Но самое главное — сохранить трудовые коллективы, рабочие места и рынки», — в очередной раз обозначил приоритеты президент. Одним из путей решения проблемы президент назвал развитие индустриального парка «Мастер», в котором он побывал утром. Напомним, что площадь парка, которая сегодня составляет 640 тыс. кв. м, планируется увеличить почти вдвое — на 500 тыс. кв. метров.

«Это уже самый крупный индустриальный парк в Европе, а мы еще больше хотим его сделать. Для бизнеса найти место и энергоресурсы — это сложные вопросы. А если мы будем делать такие площадки, это новые рабочие места. Это не только автокомпоненты, есть много других направлений. Для нефтяников сегодня в КИП «Мастер» увидел фильтры. Нефтяники их показывают как какое-то достижение, а их в Челнах уже, оказывается, делают два года. Я позвонил гендиректору «Татнефти». Он говорит, что не слышал о таких. Это говорит о том, что мы можем делать то, что нам необходимо», — поделился увиденным Минниханов.

Затронув тему больших индустриальных площадок, отметил Минниханов и новые проекты ОЭЗ «Алабуга». Только последние 6 резидентов, которые на территории ОЭЗ откроют свои производства в этом году, заявили инвестиции на 36 млрд. рублей. «Это говорит о том, что кризис кризисом, а инвесторы интерес не потеряли. И нам главное — работать с ними. Кризис пройдет, а проекты могут уйти. Нам надо их сохранить», — дал наказ Минниханов.

От глобальных тем президент перешел к более жизненным, остановившись на претензиях жителей к коммунальщикам. Как известно, в автограде по инициативе Магдеева были созданы три муниципальные управляющие компании — по одной в каждом районе. И похоже, в этой инициативе президент своего подчиненного поддержал. «Я не сторонник, чтобы все это было муниципальным, — высказался президент. — Но там, где частники не справляются, надо создавать муниципальные УК. Сегодня есть все основания требовать у управляющих компаний прозрачности и профессиональной работы. Почему сборы с населения у вас 100 процентов, а долги растут? Значит, кто-то эти деньги тратит. А аффилированность, родственники — с этим давно пора кончать и зарабатывать свои деньги честным трудом».

Еще одной проблемной сферой назвал Минниханов точечную застройку и порекомендовал обратить внимание на городскую среду. «Челны умные люди спланировали. Так зачем мы должны портить то, что было ими сделано?! Такая же ситуация была по историческому центру Казани. Желание предпринимателя заработать деньги на квадратных метрах привело к тому, что мы сделали много ошибок. В том числе и я, будучи премьер-министром. Нас правильно критиковали, оказывается. Есть проект городской, он рассчитан. Поэтому надо руководствоваться теми документами, которые есть. Если какие-то решения принимаете, принимайте публично, чтобы это не было решением одной персоны. Очень важно сформировать благоприятную городскую среду. Я ездил специально в Москву, смотрел, как урбанисты меняют облик столицы. Мы будем проводить семинар, как создать удобные комфортные условия для жителей Казани. Машины места в городе не оставили. И для Челнов эта тема есть», — заключил Минниханов.

Источник публикации: Деловая электронная газета Татарстана «БИЗНЕС Online»