набережночелнинский литейно-механический
завод «магнолия»

«Сейчас мы поворачиваемся к вам лицом и говорим, что готовы размещать заказы в Набережных Челнах»

ОАО «КАМАЗ» взял курс на максимальное импортозамещение. Градообразующее предприятие Набережных Челнов в условиях кризиса и санкций потеряло ряд крупных импортных поставщиков, в частности из Германии. Восполнить пробел автогигант намерен за счет российского бизнеса. Как заявил в рамках Камского промышленного форума заместитель гендиректора «КАМАЗа» по закупкам Рустам Шамсутдинов, объем закупок предприятия только в 2014 году составил 62,5 млрд рублей, и, судя по всему, эта цифра в 2015 году будет не меньше. Компания нуждается в комплектующих деталях, ГСМ, смазочно-охлаждающих жидкостях, а также спецодежде и средствах индивидуальной защиты.

В Инжиниринговом центре Казанского (Приволжского) Федерального Университета сегодня прошел второй день Камского промышленного форума. В рамках мероприятия свое видение дальнейшего развития событий озвучил заместитель генерального директора ОАО «КАМАЗ» по закупкам Рустам Шамсутдинов.

- Знаю, что в зале сидит очень много действующих поставщиков «КАМАЗа», и знаю, что их интересует вопрос: как у нас с финансированием, – выйдя к трибуне, тут же заявил Шамсутдинов. – Я хочу вас сразу заверить, что сейчас топ-менеджеры предприятия во главе с Сергеем Анатольевичем Когогиным совместно с региональной, республиканской и федеральной властью работают над участием в программах поддержки... 

Далее Шамсутдинов озвучил несколько основных цифр. Так, по итогам 2014 года объем закупок автозавода составил 62,5 млрд рублей. 45%, или 27,3 млрд, приходится на российских поставщиков, 44% - на татарстанских (26,6 млрд), 11% (8,4 млрд) – импортных. При этом из общего объема поставок от республиканских партнеров 18% - это продукция совместных предприятий с ОАО «КАМАЗ», 11% - представителей МСБ, 8% приходится на закупки у резидентов КИП «Мастер». Всего же автогигант имеет 832 поставщика, среди крупных по итогам 2014 года оказались: Daimler AG, Madara-SFK, ZF Lenksysteme, PowerLine Handels GmbH, ТФК «КАМАЗ»» и др. 

- Ситуация в конце года в стране поменялась в не очень хорошую сторону, и все вы, поставщики, в хаосе поднимаете цены, - выразил негодование камазовец. – В соответствии с тем, что произошел рост, а вы должны соблюдать закон, на всех, кто повышает цены на гособоронзаказы, мы обязаны сообщать в ФАС. У нас есть определенный закон, поэтому вы не обижайтесь, если к вам придет ФАС и начнет спрашивать.

По данным замгендиректора ОАО «КАМАЗ» по закупкам, средневзвешенный машкомплект закупок за месяц только в декабре 2014 года составлял 966 тыс. рублей, а в январе уже эта цифра перевалила за миллион. Для нас это очень много, отметил Шамсудтинов, ситуацию усугубили и санкции. Как заявил докладчик, компания в 2014 году потеряла несколько крупных технически передовых поставщиков. В списке продукции, поставки которой были приостановлены: насосы к автономному отоплению Airtronic, гидравлические насосы, насосы ГУР, сцепления, рулевые колонки и манжеты для трансмиссии. Основными поставщиками компонентов являлась Германия, некоторые европейские предприятия прекратили поставки еще в августе прошлого года.

Шамсутдинов озвучил программу по импортозамещению. Компания намерена ввести в состав автомобилей альтернативные источники поставок, в первую очередь заменив немецкие мосты и двигатели (Daimler AG), АКПП и КПП (ZF Friedrichshafen AG), раздаточные коробки (ZF Friedrichshafen AG), лебедки (Sepson и Rotzler). Кроме того, «КАМАЗ» намерен перейти на использование отечественных материалов в литейном производстве и производстве ПРЗ собственных лонжеронов Евро-4 и т.д.

- Такие шансы у вас появляются, как бы это печально не звучало, с приходом санкций, - продолжил выступление Рустам Шамсутдинов. – Мы обращаемся сначала к поставщикам России, Белоруссии, Китая, Индии, Турции, Сербии. Конечно, по логистики мне, как закупщику, очень важно, чтобы производство находилось здесь, поэтому мы сейчас, я вам говорю откровенно, поворачиваемся к вам и отворачиваемся от тех, кто включает санкции и тому подобное. Ваши шансы возрастают.

Приводя несколько примеров, Шамсутдинов упомянул совместное предприятие ZF КАМА, где собираются коробки передач, большая часть компонентов для производства закупается в Германии. Сейчас первоочередной задачей «КАМАЗа» стоит 100%-ая локализации этого производства. Аналогичная ситуация складывается по предприятию «Камминз Кама», большинство деталей приходит из-за рубежа. Среди них алюминиевые детали, метизы, штампованные детали, шестерни. 

Акцентировал внимание топ-менеджер компании и на поставках ГСМ, автогигант в течение года закупает их на сумму 77,7 млн рублей. Количество поставщиков - 64, из них 40 – российские, 10 – татарстанские и 14 – импортные.

- Понятно, что «Татнефть» поставляет нам топливо, конкурировать с ними вы не сможете, - заявил Шамсутдинов. – Зато можете заменить нам импортных поставщиков. К примеру, мы покупаем СОЖ (смазочно-охлаждающие жидкости) на 20 млн рублей, антифризов почти на 80 млн, химических материалов на 66 млн.

Отныне «КАМАЗ» планирует приобретать у российских поставщиков и средства индивидуальной защиты, а также спецодежду.

- Раньше мы шли на импортную ткань, всем хотелось хороших рукавиц, шили у того, кто находился далеко. Сейчас мы поворачиваемся к вам лицом и говорим, что готовы размещать заказы в Набережных Челнах, - заявил Шамсутдинов.

Ориентировочная стоимость необходимой спецодежды и средств индивидуальной защиты составляет в среднем 53,2 млн рублей. Компания готова закупить 420 тыс. пар рукавиц, 22 тыс. рабочих костюмов, 7 тыс. футболок, свыше 44 тыс. очков, щитков и наушников, 130 тыс. перчаток РТИ, почти 18 тыс. комбинезонов и т.д. При этом в компании отмечают, что средний процент повышения стоимости может составлять 25-60%.

После выступления на пленарном заседании в инжиниринговом центре КФУ прошел семинар-совещание на тему «День корпоративного поставщика ОАО «КАМАЗ». На встрече с поставщиками представители градообразующего предприятия уже более подробно рассказали о принципах внедряемой политики импортозамещения и ответили на вопросы тех, кто готов поставлять свою продукцию для нужд автогиганта.

Источник публикации: Портал предпринимателей chelny-biz.ru