набережночелнинский литейно-механический
завод «магнолия»

2030: Перспективы. СТАНОК ДЛЯ ИННОКАМА

На ежегодном координационном совете предприятий машиностроения РТ, прошедшем в рамках выставки «АКТО-2016» - 8-я международной специализированной выставки «Авиакосмические технологии, современные материалы и оборудование. Казань», довольно неожиданно прозвучало предложение руководства республики к компании «СТАН», на долю которой приходится почти половина производящихся в России станков, разместить производство в Иннокаме.  За комментарием журналист «Элита Татарстана» Владимир Матылицкий обратился к Председателю Правления  Машиностроительного кластера Республики Татарстан Сергею  Майорову.

Сергей Васильевич, что вы думаете о перспективах станкостроения в стране и республике?

- В последние годы в основном закупается импорт, поскольку в России станкостроения почти не было. Сейчас открывается ряд собственных и иностранных производств. В июле мы ездили в Ульяновскую область, на завод, где немецкая компания DMG MORI начала производство станков, в том числе пятикоординатных, которых в России практически нет. Проект расширяется: в июле подписан специальный инвестиционный контракт с льготными условиями, по которому немцы дополнительно вложат в развитие еще два с половиной миллиарда рублей. На производстве все очень здорово, и они задумываются о локализации.

Немцы инвестируют в Ульяновске, а нам-то что за радость?

- Камский инновационный территориально-производственный кластер «Иннокам» сейчас в стадии подписания рабочего протокола о сотрудничестве с DMG MORI. А пока есть повод порадоваться за Россию. Такие же заводы запущены совместно с чехами в Ростовской области. Понятно, что сборочные заводы, работающие на импортных комплектующих, - по сути, «отверточная» технология, но в последующем расчет на локализацию производства. Надеемся, что аналогичные производства появятся и в Татарстане.

На выставке «Металлообработка-2016» Иннокам подписал соглашение с государственной корпорацией станкостроения Китая CNMTC, и есть договоренность, что они приедут в республику с представителями крупнейших корпораций, производящих станки. Мы поможем презентовать их продукцию, а вторым шагом предложим локализоваться в республике и очень надеемся в этот визит о чем-то договориться. На встрече «Бизнес и власть» Министр экономики Республики Татарстан Артем Здунов еще раз подтвердил, что станкостроение - приоритетная задача для экономики Татарстана, поскольку без собственных технологий мы в развитии далеко не уйдем.

Но надо ли и России, и тем более Татарстану, воспроизводить всю линейку станков у себя, не считаясь с финансовыми издержками? Невозможно, чтобы сбыт позволил выйти на рентабельность во всех направлениях. Может, импортозамещение нужно лишь по критическим категориям, а остальное можем и дальше закупать?

- Cоглашусь. Каждый проект, разумеется, просчитывается экономически. Главное в нем, безусловно, рынок сбыта. Но стране нужны высокотехнологичные отрасли, одной из которых всегда было и станкостроение. Невозможно развивать производство машин без собственного станкостроения. Конечно, можно технологии покупать, но почему не возродить то, что у нас и раньше было?

Какие именно станки, по-вашему, нам необходимо производить?

- В первую очередь, думаю, те, что дают высокую точность и повышают производительность - пятикоординатные фрезерные центры, станки высокой точности. Без качества и роста производительности мы не достигнем конкурентоспособной стоимости изделия. Это в основном оборудование с ЧПУ.

Чье конкретно программное управление имеете в виду?

- Сегодня все, что в России делается, - из импортных комплектующих. И электроника не исключение. Но это первые шаги. Когда в России открывают иностранный автозавод, Минэкономразвития РФ дает инвестору пять лет, в течение которых необходимо выйти на локализацию в 60 процентов. И по станкам государство может регулировать этот вопрос, задав планку по локализации в течение пяти лет до 50-80 процентов.

В программном обеспечении в мире уже обозначились безусловные лидеры, увы, не российские. И если на станке нет электроники и программного обеспечения одного из этих производителей, то машиностроители воспринимают его как «второй сорт». Может быть, нам это направление и не развивать? А вот металлообработка нам вполне по силам: делать различные комплектующие, используя лучший мировой опыт, можно и в России. В мировом машиностроении, как правило, комплектующие производятся рядом стран в кооперации. И нам надо интегрироваться в это производство с тем, что у нас хорошо получается.

Тут, согласитесь, есть сложности в связи с санкциями Запада, в том числе по части передачи технологий.

- Санкции как раз и подвигают нас к тому, чтобы все производить в России. СССР в свое время был самодостаточен. Как бы ни ругали ту экономику за недостаток товаров группы Б, народного потребления, на которые был дефицит и очереди, но товары группы А производились в достатке и на высочайшем уровне. Закупалось не так много импорта. Вот и сейчас надо производить то, что получается. А одной из самых эффективных моделей развития экономики сегодня является именно кластерный, совместный проект для бизнеса, государства и науки по созданию конкурентного продукта.

Для чего именно Иннокаму понадобилось размещать производство станков?

- Главное направление машиностроения на территории Иннокама - автомобилестроение. У нас на одной территории расположено сразу несколько крупных автомобильных и тракторных производств. Как следствие, развивается и производство автокомпонентов. Станки нужны для их металлообрабатывающих производств. Кроме того, есть и другая причина. Автомобилестроение, как индикатор экономики, уязвимо тем, что в этой сфере спрос можно отложить. И мы видим, что при падении экономики отрасль «трясет» одной из первых. Потому машиностроителям Иннокама нужна диверсификация, «уход» и в другие отрасли: энергетическое и нефтегазовое машиностроение, судостроение, приборостроение, станкостроение. Они и ищут себя со своими компетенциями в этих направлениях.

На какие площади зовете инвестора?

- Зависит от масштаба производства. Из инвестиционных промплощадок самая привлекательная - ОЭЗ «Алабуга». С минимальным порогом инвестирования в 3 миллиона евро. Это для среднего и крупного бизнеса. Если объем инвестиций меньше, то предлагаем территорию опережающего социально-экономического развития в границаx города Набережные Челны. Льготы сравнимы с Алабугой, пенсионные отчисления даже меньше. Минимальный порог инвестирования - ежегодно по 5 миллионов рублей в течение 10 лет. Это уже доступно и малому бизнесу - небольшому станкостроительному предприятию.

Принес ли координационный совет предприятий машиностроения РТ для машиностроителей Иннокама какую-то конкретику?

- С генеральным директором компании «СТАН» Русланом Звягинцевым мы еще до заседания переговорили и определили возможные направления сотрудничества. Они пока не рассматривают открытие дополнительной площадки, но имеют недозагруженные мощности по механической обработке, а у нас много заказов, которые они готовы выполнять. Предоставим им заказы, и это будет первый шаг в сотрудничестве, на расширение которого мы рассчитываем. Предложения о присоединении к кластеру мы им отправили. Доступ к заказам, которые у нас ежедневно формируются, интересен многим предприятиям.

Спасибо за комментарий. Будем надеяться, в недалеком будущем на одной из площадок Иннокама действительно начнут строить современные высокоточные станки.

Источник: Журнал для самых успешных «Элита Татарстана»