набережночелнинский литейно-механический
завод «магнолия»

Сергей Майоров: Машиностроению нужны новые правительственные программы

Руководитель московского представительства "Регионы Online" Дмитрий Киселев побеседовал с Председателем Правления Машиностроительного кластера Республики Татарстан Сергеем Майоровым.

- Здравствуйте, Сергей Васильевич. Благодарю за согласие на интервью. Для начала скажите, пожалуйста, несколько слов о Машиностроительном кластере Республики Татарстан.

- Машиностроительный кластер Республики Татарстан является дочерним подразделением Камского инновационного территориально-производственного кластера «Иннокам», который один из 27 имеет федеральное софинансирование, и Камского центра кластерного развития. Если основная специализация Камского инновационного территориально-производственного кластера «Иннокам» - это машиностроение, нефтепереработка и нефтехимия, то мы вот как раз отвечаем за машиностроение. Специально был создан машиностроительный кластер, который бы объединил вокруг себя машиностроительные предприятия. Основные наши цели – это поиск заказов для членов кластера. Самая наиприоритетнейшая задача в условиях нестабильной экономики - это выстраивание кооперационных отношений между членами кластера, это работа с инвестиционными проектами, привлечение льготного финансирования, субсидий, грантов и работа с законодательством, законодательными инициативами в том числе.

- Сейчас большое внимание уделяется техническому перевооружению машиностроения. Что, на Ваш взгляд, необходимо для этого, и насколько сейчас нужны высокоточные станки и оборудование для этого перевооружения?

- Станки и оборудование, мне кажется, вопрос номер два. Для технического перевооружения, во-первых, нужно создать некий инвестиционный ресурс, благодаря которому машиностроительные компании смогли бы провести и техническое перевооружение, и реконструкцию своих предприятий. Потому что, честно говоря, средний срок службы станков нашей отрасли составляет 27 лет. Мы все знаем, что для основной массы станков самое оптимальное – это пять лет, критическое – это десять лет. Дальнейшее использование очень серьезно влияет на конкурентоспособность с точки зрения себестоимости и качества продукции. Самая большая проблема – это то, что у нас машиностроение десятилетия не имело этого инвестиционного ресурса. Это подтверждается средним сроком службы оборудования – 27 лет. За этот период мало кому удалось перевооружиться. Сегодня, если посмотрим на политику по поддержке развития машиностроения, мы таких доступных инструментов не увидим. Есть очень хорошие инструменты, такие как Фонд развития промышленности, лучше которого можно уже ничего не придумывать. Но есть один минус - те сумм, которые там выделяются: 20 миллиардов в  год. По нашим оценкам, в течение 5-10 лет нужно вкладывать примерно 1,5-2 триллиона рублей в год. Тогда мы будем иметь другой технологический уклад, получим такую промышленность в Российской Федерации, которая сможет быть самой конкурентоспособной на мировом рынке.

- Эти вопросы  нужно адресовать Минпромторгу?

- Минпромторгу вряд ли стоит. Он сам такую программу сделал. Минпромторг не может с 20 миллиардов увеличить до 1,5-2 триллионов. Этот вопрос, скорее всего, нужно задать Минэкономразвития и Минфину. Причем все эти темы мы постоянно поднимаем на всех форумах и площадках. На нас смотрят квадратными глазами: «Ребята, а где взять денег?!».

Есть льготные программы финансирования у Корпорации развития МСП: «Программа 6,5». Она нормальная, но мне кажется, ее тоже следует увеличить в плане финансов. По нашим сведениям, они там располагают объемом около 50 миллиардов рублей. Эта сумма должна быть значительно больше. То есть надо смотреть и программы льготного субсидирования, и программы льготного кредитования. Плохо, что у нас банковская система сегодня предлагает кредиты. Основная проблема: сегодня даже кредит под 17-18% для машиностроения трудно получить, а у нас нет залоговой базы. Когда в залоговую базу предлагаешь станки, оборудование, говорят: «Кому они нужны?! Дайте личные квартиры, коттеджи, дайте личные машины! Это ликвидный продукт, а то, что ваши станки, мы бы с удовольствием взяли, но в случае чего, вы же понимаете, мы по цене металлолома тогда будем продавать». Они в чем-то правы, потому что это, действительно, так.

- Видимо, здесь нужна политическая воля?

- Да, здесь нужна политическая воля, а также необходимы какие-то новые программы. Мы видим зачатки: Минэкономразвития сейчас объявил новую программу «Выращиваем чемпионов», согласно которой будут отбираться 30 компаний на первом этапе. Они будут иметь наиболее благоприятный режим по всем программам господдержки. Первый этап – им нужно будет победить в конкурсе: техуспех, оборот не менее пяти миллиардов рублей и т.д. Критерии уже прописаны. Это напоминает Южную Корею, которая не всех подряд будет поддерживать, а только инициативные компании, которые уже сегодня занимают лидирующие позиции. И это правильно - компании за собой вытащат всю экономику. Мы видим эти зачатки. Дай Бог, чтобы они развивались.

Но вот все-таки с точки зрения реконструкции и модернизации, конечно, нужны очень хорошие программы. Я говорю, придумывать уже ничего не надо. Есть Корпорация МСП, есть Фонд развития промышленности, но их нужно докапитализировать.

-Один из наших проектов называется «Вестник заказчика импортозамещение». Насколько легко новым поставщикам пробиваться к заказчикам? Что мешает?

- Если это новые поставщики, новые торговые марки оборудования, то им, безусловно, определенные барьеры будут выставляться. Почему? Потому что многие декларируют, что они самые лучшие. В машиностроении все проверяется временем. Если уже есть положительный опыт эксплуатации того или иного оборудования, то предпочтение всегда будет им отдаваться. И смотрите - если предприятие уже существует достаточно длительное время, то оно закупает, как правило, одни и те же линейки станков для того, чтобы иметь меньше проблем с сервисом. Понятно, одну линейку станков нельзя закупить, чтобы решить поставленные задачи, но если есть выбор, предприятие всегда примет решение в пользу покупки того оборудования, которое уже есть. Они знают слабые и сильные стороны этого производителя оборудования. Они уже к нему привыкли. Они знают, что это оборудование будет и 5, и 10, и 15, и 20 лет работать без проблем. А на новые идут в том случае, когда предлагается новое технологическое решение, когда инженеры видят технологи. Тогда, действительно, могут взять это оборудование, но в тестовом режиме, очень осторожно. Ставят на один-два станка и смотрят, как оно работает. Если себя положительно зарекомендует, то дальше уже эта новая компания может на что-то рассчитывать.

- Спасибо. Сергей Васильевич, я знаю, что у вас в начале сентября проходит целый ряд мероприятий. Могли бы несколько слов сказать о них?

- Я посмотрел ваше название «Импортозамещение. Вестник заказчика. Важнейший проект в сфере закупок». Мы хотели бы поделиться самым эффективным методом, который наработали за последние два года, - День поставщика. Оно означает, что закупочное подразделение крупной государственной корпорации, крупнейшего российского или иностранного заказчика, приезжает к нам на территорию, в Республику Татарстан, и рассказывает о своей проблематике, которую они нам заранее присылают, чтобы мы уже были готовы. Мы ее рассылаем всем участникам, членам кластера. Они смотрят свои способности, взвешивают, какие им бы было интересно взять заказы от этого предприятия, где-то с чертежами, где-то без, где-то просто по наименованию - по-разному. Готовится встреча. Крупнейшие заказчики делают презентацию своей компании, рассказывают еще раз о своей проблематике, потом – интерактив: вопросы из зала, ответы. Это все у нас записывается на диктофон. Сидят ответственные люди и фиксируют все для будущего протокола, потому что каждое предложение, каждый вопрос стараемся протокольно закреплять, чтобы повысить эффективность тех договоренностей, которые достигаются. А после того, как вопросы заканчиваются, каждый из участников может подойти к закупочному подразделению крупной компании и пообщаться.

- Я думаю, это очень хороший формат!

- Длится все буквально 2-3 минуты. Мы протокольно накидываем вопрос, а потом уже в течение полугода или столько, сколько времени понадобится, доводим до подписания договоров.

- То есть выстраиваются отношения.

- Да, берем на контроль, мониторим, помогаем нашим предприятиям в подборе поставщиков. По сути, мы берем на себя часть работы закупочного подразделения. Мы им подбираем квалифицированных поставщиков, за которых мы можем поручиться, которые ни один десяток лет на рынке, которые хорошо зарекомендовали себя с точки зрения и качества, и цены, и исполнения сроков поставок. В частности, мы принимаем участие на выставке «Нефть, газ. Нефтехимия» в Казани 7-9 сентября со стендом Камского инновационного территориально-производственного кластера «Иннокам». А 8 числа у нас намечен День поставщика «Транснефть-Прикамье», чему предшествовала предварительная работа. Сначала было подписано соглашение между «Иннокам» и «Транснефть-Прикамье». Они нам выслали перечень потребностей своих – то, что их интересует. Мы ознакомили с ним членов нашего кластера. Кстати, тоже предлагаем вам разместить информацию. Может, ваши читатели тоже захотят подъехать. Ведь они наверняказаинтересованы в таких заказчиках. Будет открытый разговор, где они смогут задать вопросы и сделать предложения. Это будет первое такое мероприятие в сентябре. Второе крупное мероприятие - мы будем проводить Машиностроительный кластерный форум в Набережных Челнах. Очень интересная тематика - «Цифровое производство и будущее автомобильной промышленности». У нас генеральными спонсорами выступает компания Siemens и KUKA. Мы будем говорить об индустрии 4.0. Понятно, у нас ее еще пока нет. Но в мире она есть. В рамках таких мероприятий мы тоже проводим Дни поставщика. Сам Siemens, безусловно, тоже будет его организовывать.

И компании поменьше приглашаем.

Пока делаем это в ручном режиме. Думаем, как это все автоматизировать. Надеюсь, к концу года такое решение у нас будет. Не стану пока говорить подробности, мы его просто покажем. Вам, наверно, это будет очень интересно.

- Сергей Васильевич, еще такой вопрос. Сколько предприятий ОПК участвуют в этих процессах?

- Достаточно сложно ответить. На сегодняшний день мы охватили переговорным процессом более 300 госкорпораций, крупнейших российских и международных заказчиков. Мы добились того, что к нам практически ежедневно поступают заказы. Представляете? От предприятий оборонно-промышленного комплекса мы тоже заказы такие имеем, но в меньшинстве. Сталкиваемся с тем, что у них есть особые требования по конфиденциальности и по всему остальному. И у них есть некий закрытый круг поставщиков, которые у них аккредитованы. И в этот круг сложно проникнуть. Хотя мы над этим работаем, и есть уже определенные положительные тенденции. Там, где нет особой секретности или еще чего-то такого, нам уже начали отдавать заказы, но их пока немного.

Могу сказать, как мы с заказами работаем. Они поступают каждый. Сначала мы размещаем заказ среди членов нашего кластера. Их у нас около 300. Мы на них работаем в первую очередь. Ситуации складываются таким образом, что мы можем оставить здесь только несколько процентов заказов. Где-то компетенций не хватает, где-то какие-то другие причины есть. Мы это делаем для того, чтобы заказы не терять, ведь заказчик рассчитывает, что мы подберем квалифицированного поставщика. Вот на сегодняшний день мы уже подписали 88 соглашений. Это отраслевые ассоциации, кластеры, Правительства субъектов Федерации, муниципалитеты. Они обращаются к нам, чтобы получить доступ к этим заказам – соглашения подписаны с региональными отделениями и Торгово-промышленных палат, и Союза машиностроителей России, то есть со всеми, кто заинтересован в обработке этих заказов. Такую рассылку мы делаем им всем. Мы активно не работаем напрямую с предприятиями из других субъектов, потому, что мы  можем нарваться на непорядочного поставщика, а в итоге потом свое лицо потерять. Поэтому мы моральную ответственность делим при подписании соглашения между всеми вышеперечисленными структурами, которые я назвал. Они у себя уже лучше знают, кому отдать этот заказ. Таким образом, мы очень квалифицированно можем подбирать заказчика. Кстати, нравится мне ваше название - «Важнейший проект в сфере закупок». Вы будете иметь информацию о всех поступающих заказах.

- Спасибо. Великолепный формат сотрудничества! Сергей Васильевич, сейчас госкорпорации  должны отдавать 18% малому и среднему бизнесу. Как это реализуется на деле?

- Я являюсь как раз членом рабочей группы Агентства стратегических инициатив по закупкам государственных корпораций. Эту тему хорошо знаем, и, если заметили, когда я сказал, что мы охватили переговорным процессом более 300 государственных корпораций, крупнейших российских и международных заказчиков, то со многими госкорпорациями мы такие переговоры ведем. Очень открытая компания – это «Россетти». Это - лидер среди всех. Они к нам за два года два раза приезжали. Мы делали в Москве совместное выездное мероприятие. Они все открыто рассказывают: у них есть план по работе с поставщиками. Это же в том числе и снижение затрат. Когда есть альтернативы по поставкам, всегда есть возможность выбора, есть возможность столкнуть поставщиков лбами для того, чтобы снизить цену. А когда монопольная поставка, цена и качество могут быть любыми. Также хотелось бы отметить «РЖД», с которыми мы тоже провели работу, два поставщика. Если посмотреть по структуре объема закупок, «РЖД» на третьем месте, а «Россетти» на четвертом. У «Россетей» по тому году объем закупок - 302 миллиарда рублей. У «РЖД» - предположительно больше. Также можно сказать, что «Роснефть» пошла на контакт. «Роснефть» сегодня тоже заинтересована в снижении затрат. Мы им предложили продукт, который может снизить до 30% затраты «Роснефти». Они в этом заинтересованы.

Начинает работать постановление, которое Дмитрий Анатольевич Медведев подписал 11 сентября 2014 года, а в силу оно вступило с 1 июля 2015 года. Мы его вообще за основу деятельности взяли. Там, к сожалению, очень слабо была прописана ответственность госкорпораций. То есть обязанность есть, а ответственности нет. Сейчас это начинает регламентироваться другими нормативными документами, и госкорпорации потихонечку начинают работать. Омы рассчитываем, что очень большая помощь будет идти от Бравермана. Есть отдельный список их госкорпораций, которые уже начали открываться. «Список Браверманна» - мы его так называем. По этому списку и работаем.

Когда мы говорим: «Дайте поддержку бизнесу – субсидии и гранты», мы можем от всего этого уйти, если рынок отдадим малому и среднему предпринимательству. Сегодня 80% рынка, по нашим оценкам, составляют мощности госкорпораций, а 20% остается на все остальное. Что такое 20%? Они ни зарабатывать, ни развиваться не могут, а только волочат существование. И вот еще эти 27 лет срока службы оборудования! Здесь тоже все очень связано. Надо этим рынком поделиться с МСП. И я думаю, вот это будет самое важное и самое лучшее решение, которое может быть с точки зрения поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в промышленности.

Приезжайте на любое из наших мероприятий. Можем даже слово вам дать на нашем машиностроительном форуме, потому что тема, который вы занимаетесь, очень животрепещущая!

Мы готовы вам помогать, чем только можем, и готовы сотрудничать с вами, потому что мы с вами сталкиваемся с одними и теми же проблемами.

- Да, мы работаем в одном направлении. Спасибо вам, Сергей Васильевич, успеха вам, благодарю за время, которое уделили, и за интересный разговор!

Источник: Российское информационное агентство "Регионы Online"