набережночелнинский литейно-механический
завод «магнолия»

Сергей Майоров: «Политическая ситуация, увы, нам не помогает»

Вот уже пять лет в Набережных Челнах существует Агентство по привлечению инвестиций. О том, что было сделано за эти годы, инвестиционной привлекательности Татарстана и влиянии политики на инвестиционный климат рассказал Сергей Майоров, Председатель Наблюдательного Совета Агентства по привлечению инвестиций города Набережные Челны.

- Агентство по привлечению инвестиций вплотную работает с департаментом по привлечению инвестиций Машиностроительного кластера. Эти две структуры в принципе занимаются очень похожими вещами. Мы стали больше специализироваться на тех проектах, которые есть в машиностроении, речь идет не сколько о стартапах, сколько о проектах развития, модернизации, реконструкции предприятий, которые могут быть на рынке уже не одно десятилетие.

- Почему же вы не занимаетесь стартапами?

- Ими мы занимаемся тоже, однако, как показал опыт первых лет работы Агентства, со стартапами приходят люди, не готовые к реализации инвестиционных проектов. Самая большая проблема в том, что начинающие бизнесмены считают- о, у меня есть идея и все вокруг должны начать эту идею реализовать! Отлично, что у вас есть идея, однако это не основа для ее реализации, у вас должен быть инициатор проекта, если это не вы сами, который сможет от и до заниматься им, подготовить бизнес-план. Кстати, на этой стадии отпадают 90% проектов.

- Не делают бизнес-план?

- Они считают, что это должны сделать им мы. А мы этим принципиально не занимаемся, чтобы не думали, что мы на них наживаемся. У нас, безусловно, есть партнеры, которые могут помочь, мы можем кого-то порекомендовать, но сделать этот шаг вам придется самостоятельно. И если вы на это не готовы, то о каких инвестициях в вашу идею может идти речь? Если деньги не вложить, дальнейшая работа невозможна. Самое опасное, что таким людям могут дать денег.

- Почему это опасно?

- Так они к этому просто не готовы. Ему дали деньги, он их потратил, ничего не получилось, а тот, кто инвестировал, ждет доходности, причем большей, чем в банке и начинает предъявлять претензии. И что делать горе- бизнесмену? У человека может быть сломана судьба. Хочется предостеречь людей и разъяснить, что реальные инвестиционные проекты — это не только идея. Вы должны попытаться найти деньги на более льготных условиях, поискать субсидии, узнать, возможно ли разделить риски с государством. Мы можем помочь и подсказать, увидев проект, возможно ли получить государственное со финансирование, вообще подсказать, куда дальше двигаться. Однако вы должны приложить усилия, чтобы ваш проект был интересен инвесторам. У нас подписано более 50 соглашений с частными и полугосударственными фондами, но все они в первую очередь спрашивают технико – экономические показатели, и если вы не готовы их продемонстрировать, не стоит рассчитывать на то, что в вас инвестируют. Кроме того, к нам обычно приходят непростые проекты, которые не смогли получить инвестиции в банке.

- Почему не смогли?

- Банковское финансирование как правило самое дешевое, но и самое сложное – для него нужно обеспечить залог, денежный поток. Для многих компаний это становится проблемой. К нам приходят люди со сложными вопросами – они или точно знают, что им откажут в банке, или им уже отказали.

- Агентство по привлечению инвестиций занимается так же формированием положительного имиджа города. Расскажите об этом подробнее.

- Начнем с того, что мы действительно лучший инвестиционно – привлекательный регион России, это подтвержденный факт. Над привлекательностью работает большая команда – это и Президент республики, и Правительство, и мэры городов. Сегодня когда мы говорим про республику Татарстан, это не только Особая экономическая зона «Алабуга», которая, кстати, является самой успешной в России - резиденты этой зоны дают более 80% выручки всех особых зон в стране. Почему? Потому что это подготовленная площадка, есть федеральные льготы по налогообложению, вся команда Татарстана помогает резидентам. Теперь же Республика Татарстан – это еще и территория опережающего развития. По сути сейчас мы можем охватить как крупный, так и малый и средний бизнес.

- Каким территория опережающего развития может в этом помочь?

- Для работы на территории «Алабуги» есть условие – минимальный порог инвестиций должен быть 3 миллиона евро, а на территории опережающего развития - 5 миллионов рублей в год в течение 10 лет. Сегодня к нам большим потоком идут инвесторы, в том числе и Европа, поскольку они из-за санкций потеряли российский рынок. Еще одной нашей визитной карточкой станет Иннокам, Камский инновационный кластер, который является центром опережающего развития в Российской Федерации.

- Вы говорите, что на наш рынок приходят иностранные компании, а что насчет российских? Можно ли говорить об импортозамещении?

- Это непростой процесс, он тесно связан с модернизацией и реконструкцией производства, о ней много говорят, но ее не так просто осуществить. Нам нужны доступные ресурсы, чтобы было проще заниматься реализацией инвестиционных проектов, и сегодня мы над этим работаем. На сегодняшний день 80%рынка находится у госкорпораций и лишь 20% - у малого и среднего бизнеса. Эта цифра очень незначительна и потому мы стараемся развивать кооперацию между субъектами малого и среднего бизнеса. У нас подписаны договора более чем с 200 госкорпорациями, которые предоставляют нам свои заказы. Мы рассылаем их среди членов машиностроительного кластера, если за заказ берутся – он остается в Татарстане, если нет – мы рассылаем заказы по тем, кто подписал с нами соглашение за пределами республики. С нами хотят сотрудничать не только в России, но и за рубежом.

- Влияет ли политическая ситуация на инвестиционный климат?

- Недавно на переговорах в Австрии я впервые это влияние ощутил. Потенциальный инвестор был готов зайти в Россию, однако задал мне такой вопрос: «Я бы зашел, но скажите, как избежать таких рисков? Ходорковский выиграл суд, что Россия должна возместить ему 30 млрд долларов и теперь за рубежом начнут арестовывать российское имущество. Однако Россия ведь не согласна с таким решением и в ответ начнет арестовывать имущество иностранных компаний. Как быть?» Такие вопросы ставят в тупик. Политическая ситуация, увы, нам не помогает, необходимо формировать положительный имидж Российской Федерации, однако это сложно сделать, поскольку негативная информация распространяется в семь раз быстрее, чем позитивная. Однако ситуацию, я уверен, переломить можно, и мы будем прикладывать максимум усилий, чтобы этого добиться.

Источник: Вечерние Челны