набережночелнинский литейно-механический
завод «магнолия»

«Небезопасные» руководители по кирпичикам разбирают бизнес

В новый год челнинские предприниматели вошли уверенно и с не менее амбициозными планами. Они стали открывать смежные виды бизнеса, совместные проекты с зарубежными партнерами, внедрять импортозамещаюшие технологии. Кажется, что руководителям и первым лицам компаний в Челнах все по плечу.

Но психологи рекомендуют предпринимателям не забывать об отдыхе, а самое главное - обращать внимание на мировосприятие и отношение к работе своих сотрудников. Командная игра в бизнесе всегда на первом месте.

Так вот, иногда в организациях могут работать «выгоревшие» руководители, которые не так эффективны, как необходимо для хорошей, слаженной работы в коллективе. Об этом корреспондент Business16 и решил поговорить с бизнес-тренером Радиславом Гандапасом.

- На одном из тренингов вы говорили о феномене «выгоревшего» руководителя, который становится «небезопасным». А как понять собственнику бизнеса, что у него давно уже работает такой сотрудник?

- Некоторые держат не только «выгоревших» руководителей, но и подчиненных. Адекватность принимаемых ими решений под большим вопросом. Человек выгорел, у него дефицит энергии, в целом, негативное мироощущение, негативное мировосприятие. Такой человек все видит в черном свете. Он ничего не успевает и из-за этого постоянно нервничает. При принятии решения такой сотрудник торопится и не взвешивает все варианты. Все по причине того, что у него нет времени, он много работает. Выгоревший человек, как правило, не эффективен. Он очень долго занимается теми делами, которые бодрый и здоровый сотрудник выполняет гораздо быстрее.

Решения выгоревшего руководителя могут быть неверными, во-первых, потому что они поспешны. А во-вторых, потому что его намерения исходят из негативной установки к миру и соответственно решения могут быть опасными. Ведь жизнь на самом деле не такова, какой он её видит.

«Выгоревшие» люди – нездоровы, они одной ногой находятся в неврозе, а другой – в фазе депрессивного синдрома. Такие сотрудники опасны еще и тем, что они вокруг себя создают негативную, удручающую, не способствующую росту мотивации и позитивному отношению к труду атмосферу.

- Что делать собственнику бизнеса с таким «небезопасным» сотрудником?

- Его нужно отправить в принудительный отпуск, при этом забрать у него смартфон, дать обычный телефон, даже без фотоаппарата. Есть шанс, что там сотрудник придет наконец-то в себя. Женить таких руководителей надо. Потому что семья будет мотивировать его на то, чтобы приходить домой раньше, уделять ей время. Это всегда восстанавливает жизненные силы. Даже, когда дома маленькие дети, животные, за которыми нужно ухаживать. Психика у такого человека дома переключается, и он снова может эффективно работать.

- В своих тренингах вы учите лидеров быть харизматичными. Более харизматичного главы государства, чем Владимир Владимирович Путин я не знаю. А как вы думаете, на чем основывается его харизма?

- Харизма - это далеко не свойство одного только лидера. Харизма – это скорее тот эффект, который он производит на других людей. Понятное дело, что Путин, Жириновский, Чичваркин или Газманов – это личности, которых разные люди воспринимают по-своему. Для кого-то тот же Газманов – это кумир и божество. А кто-то совершенно равнодушен к его личности. Тут еще очень важную роль играет наличие формальной власти.

Представьте себе, что есть человек – абсолютно похожий на Путина. Но он не Владимир Владимирович. И если люди знают, что он не Путин, то эффект от общения с ним не будет таким же, какой производит Владимир Владимирович.

Также очень серьезный компонент харизмы - долгое время нахождения у власти. Людям важно понимать, что у лидера есть реальные полномочия. Но у харизмы Владимира Владимировича это далеко не единственные компоненты. Он за последние годы делает очень заметный прогресс в области ораторского искусства. А плохо выступающий и говорящий публично харизматик – это большая редкость.

- Бизнес-литературы сегодня достаточно. А что можете посоветовать почитать предпринимателям из классики?

- Пусть почитают произведение Гоголя «Мертвые души». В нем отражен прекрасный пример предпринимательского мышления, но, к сожалению, направленный на приобретение средств хитрым путем. Не скажу, что не честным, потому что, по сути, в деятельности Чичикова ничего незаконного нет. Это очень мне напоминает будни предпринимателей России, которые все время подвергаются каким-нибудь нападкам, наездам и ограничениям. При том, что фактически ничего незаконного в их деятельности нет. Но все время складывается такое ощущение, что предприниматель несколько нечестный и почти преступный человек. Что на самом деле не так. И после прочтения этой поэмы – так обозначил жанр своего произведения Гоголь, у предпринимателей возникнет больше уверенности в себе и в том деле, которым они занимаются.

- Какие можете дать советы челнинским предпринимателям по ведению бизнеса в этом году?

- Харуки Мураками однажды сказал, что ошибки — это знаки препинания жизни, без которых, как и в тексте, не будет смысла. Так вот кризисы – это такие же знаки препинания в развитии экономики. Без них нельзя. Но кризис – это не повод для того, чтобы повесить нос, опустить крылья и ждать, когда же он закончится. Кризис не закончится никогда. И он навсегда меняет реальность. После кризиса всегда все по-другому. Поэтому важно сегодня сориентироваться в ситуации, увидеть новые возможности, может быть, придется сократить или закрыть что-то из того, что сейчас действует или действовало прежде и расширить или открыть что-то такое, чего вы не делали прежде. Кризис-это прекрасное время пересмотреть предпринимательские возможности.

Нужно понимать, что даже в самые жесткие времена ситуация в экономике России лучше, чем реальность в экономике некоторых стран, несмотря на то, что сейчас они на пике. Поэтому не нужно огорчаться, что все не так прекрасно, как могло бы быть, а искать возможности.

Безусловно, предприниматель – это социально-активный человек, он несет в себе меру ответственности за все происходящее. Поэтому он должен не только усматривать, где можно урвать свой кусок, но и влиять на власть, влиять на общественное мнение с тем, чтобы в целом ситуация менялась к лучшему.

По большому счету, если мы не меняем жизнь к лучшему и ничего не делаем для этого – она становится хуже.

Источник публикации: Business Republic