набережночелнинский литейно-механический
завод «магнолия»

Поход в Москву за золотым руном: где Татарстан наскребет 750 млрд. на «Иннокам»?

МЕГАПРОЕКТ РУСТАМА МИННИХАНОВА ПО РАЗВИТИЮ ЗАКАМЬЯ ОДОБРИЛ АРКАДИЙ ДВОРКОВИЧ, НО С АНТОНОМ СИЛУАНОВЫМ ЕГО ТОЛЬКО «НАЧАЛИ ОБГОВАРИВАТЬ»

Масштабный проект развития Закамья на 10 лет, включающий 60 промышленных и инфраструктурных проектов на 750 млрд. рублей, официально вносит на этой неделе в правительство РФ Татарстан. Как заявил сегодня на брифинге министр экономики РТ Артем Здунов, уже есть договоренности, что «Иннокам» будет получать финансирование в рамках федеральных программ в приоритетном порядке. Однако, по мнению экспертов «БИЗНЕС Online», сейчас, когда в Москве «все дерутся за деньги», выбить что-либо будет непросто.

БЕЗ ПОДДЕРЖКИ ФЕДЕРАЛОВ «ИННОКАМ» НЕ ПОСТРОИТЬ

На этой неделе Татарстан внесет на рассмотрение в минэкономразвития России проект-распоряжение о создании инновационного обособленного центра «Иннокам», рассказал  на брифинге министр экономики РТ Артем Здунов. Напомним, что «Иннокаму» была посвящена отдельная панельная сессия на прошедшем Гайдаровском форуме с участием президента РТ Рустама Минниханова. Именитые участники — председатель комитета гражданских инициатив, экс-министр финансов Алексей Кудрин, министр транспорта РФ Максим Соколов, министр энергетики РФ Александр Новак — восприняли программу развития Закамья на ура. «Мы традиционно используем Гайдаровский форум как площадку для продвижения крупных масштабных проектов РТ», — прокомментировал событие Здунов.

Утверждение «Иннокама» на правительственном уровне позволит всем инвестпроектам Закамья попадать в программы господдержки в приоритетном порядке. И это самое важное: Здунов признает, что без федеральной поддержки «Иннокам» просто не состоится. «Хочу сказать, что многие проекты Республики Татарстан мы будем решать именно уровнем документов правительства РФ, потому что невозможно собственными силами реализовать их. Без привлечения федерального финансирования и частного сложно будет — мы это сделаем, но на это уйдет очень много времени», — объяснил он.

Объем заявленных инвестиций в 60 проектов, напомним, поражает воображение — 750 млрд. рублей на 10 лет. Сколько денег из этой суммы республика хочет заполучить из федерального центра, Здунов оценить то ли не смог, то ли не захотел, дав понять, что эта доля значительна. «Трудно говорить о консолидированной доле. Программа кластеров у нас подразумевает 5 процентов республиканских, 95 — федеральных, есть программы 10/90 (10 процентов республиканских и 90 процентов федеральных средств). Есть [софинансирование] за счет налоговых преференций, за счет льготного налогового режима», — рассуждал он. А благодаря «Платону» часть строящегося дорожного полотна федералы оплатят наполовину. Неизвестна и сумма возможных частных инвестиций: как объяснили в минэкономики, в «Иннокам» пока «белым пятном» входит подвисший в минэнерго России крупный проект строительства продуктопровода «Ямал-Поволжье», который обсуждается много лет. По нему не только не определены источники финансирования, но и неясно даже, есть ли под него необходимые объемы газа.

Проект должен пройти через профильные ведомства — минэнерго, минтранспорта, минпром, а также РЖД, а затем поступить на утверждение правительства. Однако все необходимые формальности уже соблюдены, заверил Здунов, и много времени согласование не потребует: «Надо сказать, что, когда мы вносили Дмитрию Анатольевичу Медведеву этот проект «Иннокама», была создана рабочая группа, ее возглавил Дворкович. Все представители министерств в этой рабочей группе уже есть, и они «Иннокам» уже согласовали».

«МЫ ОПРЕДЕЛЕННО СТОЛКНЕМСЯ С ТРАНСПОРТНЫМ КОЛЛАПСОМ»

Первая задача, которую нужно решить правительству РТ, приступая к «Иннокаму», — это развитие транспортной инфраструктуры Закамья, которая уже сейчас оставляет желать лучшего. «Мы сталкиваемся с крупными инфраструктурными ограничениями, которые касаются не только вывоза готовой продукции, но и завоза сырья на предприятия, и с каждым годом ситуация усугубляется. Проекты [«Иннокама»] — на 10 лет, и если мы эти проекты реализуем, то определенно столкнемся с транспортным коллапсом, который уже наблюдается местами и сегодня», — обоcновал необходимость многомиллиардных инвестиций министр экономики. Об этом же предупреждал и выступавший на Гайдаровском форуме крупнейший дорожный эксперт России Михаил Блинкин, заявив, что, если мы не построим транспорт, «Иннокам» окажется либо фигурой речи, либо мечтой».

Однако, как заверил присутствовавший на брифинге министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин, мы четко представляем, что для этого нужно делать. Он подробно рассказал журналистам, какие дороги, железнодорожные ветки и мосты нужно построить в Закамской зоне, чтобы этого коллапса не допустить. Прежде всего это реконструкция участка трассы М7 от Казани до Набережных Челнов, которая ведется уже сейчас. На сегодняшний день не готово 73 км дорожной полосы, которую нужно привести к первой технической категории к 2019 году. «Самым слабым местом остается Нижнекамская ГЭС — пропускная ее способность и технические ее параметры... (оставляют желать лучшего — прим. авт.). На сегодняшний день нужны реконструкция и ремонт, и в этой связи мы видим необходимость строительства мостового перехода через Каму в районе Соколки, недалеко от Мамадыша», — напомнил министр еще об одном масштабном проекте, о котором шла речь на Гайдаровском форуме.

Есть проблемы и на Куйбышевской дороге, где сложно как завозить, так и вывозить продукцию с закамских предприятий — нужно строить новые дорожные участки Круглое Поле — Агрыз с электрификацией, новую железнодорожную «нитку» Тихоново — Тракторная. Последний проект требует 15 млрд. рублей. Кроме того, нужно заняться речными артериями, чтобы порты Закамья могли принимать суда грузоподъемностью более 5 тыс. тонн. Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», Сафин оценил сумму, требуемую только на транспортные проекты, более чем в 100 млрд. рублей.

НОВЫЙ МОСТ ЧЕРЕЗ КАМУ БУДЕТ ПЛАТНЫМ ДЛЯ ПРОЕЗДА

Более подробно Сафин рассказал о строительстве моста через Каму, который включает в себя возведение 90 км дороги и мостового перехода. Необходимость создания этого моста подчеркивал на панельной сессии Гайдаровского форума Блинкин, который с горечью говорил о затягивании проекта: он надеется, что мост построят все-таки «при нашей жизни».

Сейчас минтранс РТ выполнил технико-экономическое обоснование проекта. К строительству будут привлекаться все денежные источники: федеральный и республиканский бюджеты, частные средства. Республика приступила к проектированию моста, до конца года уже может начать разработку финансовой модели и объявить конкурс на поиск инвесторов. «Инвесторы есть потенциальные, в принципе, мы с ними в работе, есть вероятность, что мы к 2017 - 2018 годам выйдем на реализацию», — рассказал министр. «Проект однозначно будет стоить свыше 50 миллиардов рублей», — сказал Сафин.

Мост через Каму станет единственным платным участком дорожного полотна, которое будет строиться в «Иннокаме». «Безусловно, если проект — ГЧП, речь пойдет о платности. Но здесь речь пойдет о финансовой модели участников проекта. Мы предполагаем, что будет участие федерального центра. Заработала система «Платон», и мы здесь можем получить до 50 процентов субсидирования из федерального бюджета», — надеется он.

КЛЮНЕТ ЛИ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР НА 200 МЛРД. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ НАЛОГОВ?

Напомним читателям, что в целом проект «Иннокам» предполагает развитие Камской агломерации как «точки роста» российской экономики путем создания 6 кластеров, специализирующихся на нефтегазопереработке, нефтехимии и автомобилестроении, пищепроме, деревообработке. Проект включает в себя развитие инфраструктуры, инвестиционные проекты и развитие сетевого взаимодействия на различных уровнях системы образования. На территории агломерации проживают 1 млн. человек, здесь работают флагманы экономики республики — «Татнефть», ТАНЕКО, ТАИФ, «Нижнекамскнефтехим», КАМАЗ, Ford-Sollers, «Нижнекамскнефтехим», ОЭЗ «Алабуга», ОАО «Аммоний» и т. д., которые создают четверть валового регионального продукта Татарстана (около 440 млрд. рублей).

По словам Минниханова, реализация инвестиционных проектов развития Камского кластера позволит к 2020 году создать более 30 тыс. высокопроизводительных рабочих мест, увеличить объем отгруженной продукции в 3 раза (до 2 трлн. рублей), размер созданной в Камском кластере валовой добавленной стоимости — в 3 раза (до 1,1 трлн. рублей), что ежегодно будет приносить в федеральный бюджет 150 - 200 млрд. рублей дополнительных налогов.

Таким образом «Иннокам» может стать точкой роста не только для Татарстана, но и для всей России. Социальный эффект тоже ожидается значительным — на 1,7 года увеличится продолжительность жизни местного населения, число высокопроизводительных рабочих мест станет больше в 1,5 раза, а количество вредных выбросов снизится на 20%. Однако для этого надо решить несколько задач, в том числе обеспечить трудовую миграцию в регион за счет значительного увеличения привлекательность региона для жизни.

Однако ключевой вопрос о том, откуда возьмутся деньги в кроимом, как тришкин кафтан, федеральном бюджете, пока что фигура умолчания. Здунов на брифинге лишь дипломатично заметил, что с минфином уже начали обговаривать, ведь министерство смотрит, есть ли такие средства в федеральных программах. Еще более трезво смотрит на ситуацию Сафин. «Единственное, конечно, мы сейчас находимся в ситуации, если будет ограничение финансирования, связанное с экономикой в стране... Мы, конечно, очень бы хотели, чтобы эта реконструкция (участка М7 — прим. авт.) в контрактные сроки была завершена. Мы готовы работать на опережение, но все зависит от ситуации в федеральном дорожном агентстве», — сказал он.

«ВРЕМЯ ЕЩЕ ЕСТЬ — НЕ ВИЖУ ПРИЧИН НАЗЫВАТЬ ЭТОТ ПРОЕКТ УТОПИЧНЫМ»

«БИЗНЕС Online» попросил экспертов оценить, насколько реально в условиях падения российской экономики стране найти 750 млрд. рублей на «Иннокам».

Вадим Хоменко — вице-президент, член-корреспондент Академии наук РТ, доктор экономических наук, профессор КФУ и КНИТУ-КАИ:

— Если Здунов говорит о выделении средств, значит, у него есть основания так говорить, есть договоренности. При этом сам проект достаточно уникален, потому что он представляет собой концентрацию ряда производств, в том числе и нефтехимических, на территории Камской зоны. Инвестиции идут по утвержденным позициям, потому что нефтехимический комплекс — один из наиболее устойчивых в нынешней сложной экономической ситуации. Потому что это продукция высокой переработки, мало зависящая от цены на нефть, и перспективы здесь достаточно большие. Конечно, это не окончательная переработка, мы ждем готовой продукции в виде товаров бытового спроса и того подобного, а не просто каучука и полимеров. Нам это очень важно. Я думаю, это будет следующим шагом.

Что касается дорог и прочего. Конечно, развивать производства, связанные с вывозом большого количества продукции, без надлежащей транспортно-логистической системы просто нереально. Ответ на вопрос, найдем ли мы на это деньги, зависит от того, что если этих денег не будет. Вот смотрите: мы столько говорили о реконструкции наших транспортных коридоров, но по факту так и не реализовали их в том объеме, как это было намечено при формировании трех евразийских транспортных коридоров. «Север — Юг» практически не реализован. С проектом «Запад — Восток», связанным с модернизацией Транссиба, вопрос тоже не решен. Ну и автотранспортный коридор Европа — Западный Китай. Тоже не решается проблема. И что мы видим? В ответ Китай прогоняет по проекту «Шелковый ветер» транспортные составы из Китая до Турции через Казахстан, дальше — через паромную переправу в Азербайджан, Грузию, затем в Стамбул. А теперь и Саакашвили говорит, что готов принять поезда и в Одессе, с паромной переправой через Черное море. И это говорит о том, что на что-то, нами не сделанное, всегда будет другой ответ. Появляется другой вариант южного транспортного пути, по которому пойдут китайские товары. Но уже не через территорию России. Нужны ли нам такие ответы? А ведь в этот проект Китай предлагал вложиться. Он вкладывает деньги по всему миру, там, где ему необходимо обслуживать свои интересы. И это очень большие деньги. Поэтому Китай и хотел вложить деньги в ВСМ, ведь он смотрит на эту дорогу не как на пассажирскую, а как на грузовую, необходимую для вывоза китайских товаров.

Когда бизнес приходит на территорию, он ждет понятных условий ведения бизнеса, отсутствия коррупции и налаженной инфраструктуры. Если нет дорог, то бизнес туда не входит. И он считает, что этим должно заниматься прежде всего государство. Поэтому такой крупный проект, как «Иннокам», и базируется на решении ряда транспортных проблем, которые раньше не были решены.

Марат Галеев — заместитель председателя комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ:

— 700 с лишним миллиардов — это общая сумма. Там не все средства бюджетные — я думаю, даже меньше половины. Поэтому эта цифра не должна так пугать. Но бизнес-проект кластера «Иннокам», по сути, один из немногих во всей России, где гарантированы точки роста экономики с хорошими гарантиями реализации продаж продукции. Поэтому этот проект нужен не только Татарстану, он имеет общероссийское значение. По сути, этот кластер уже складывается. Менделеевск, Набережные Челны, Нижнекамск, Елабуга взаимосвязаны и технологически, по многим параметрам. Не забывайте, что проект рассчитан на 10 лет, не на 1 год. Новые мощности будут вводиться постепенно. Они сейчас строятся в «Нижнекамскнефтехиме», и в Менделеевске будет вторая очередь «Аммония». При условиях их введения в строй транспортная инфраструктура должна быть совершенно другой. И если не будет инфраструктуры, то это приведет к транспортному ступору. Но сами проекты реальны и имеют общероссийское значение. Их просто необходимо реализовывать. Ну а с их финансированием множество вариантов. Не обязательно бюджет, хотя какое-то участие федерального бюджета, несомненно, должно быть. Ведь частные инвесторы, банки, дающие кредиты, международные консорциумы всегда смотрят, каково участие государства, с тем, чтобы риски были разделены. Но по-любому все будет проходить поэтапно. Проект закончится в 2026 году. Время еще есть. Поэтому я не вижу причин называть этот проект утопичным.

И потом — при условии реализации этого проекта бюджет как раз и будет выглядеть по-другому. Надо преодолевать сырьевую ориентированность бюджета. То, что федеральный бюджет формируется только за счет нефти, — это очень плохо. Экономику надо диверсифицировать таким образом, чтобы был элемент замещения налоговой и доходной базы. Данные проекты как раз это и предусматривают.

Александр Виноградов — ведущий аналитик НИЦ «Неокономика»:

— Я сильно сомневаюсь в успешности этого проекта. Сейчас в Москве и так все дерутся за деньги. Странная ситуация с бюджетом — уже было сказано, что остались остатки, делается секвестр и так далее. И в этом смысле такие суммы выделять на один регион, пускай даже один из самых важных в стране, очень сомнительно.

Никита Кричевский — экономист:

— Чтобы предметно рассуждать о перспективах проекта «Иннокам», необходимо в деталях ознакомиться с бизнес-планом и, главное, выяснить источники финансирования. 750 миллиардов рублей за 10 лет — это очень серьезная сумма инвестиций, изыскать которую в условиях экономического и финансового кризиса будет непросто. Если же речь идет о том, что львиную долю средств на развитие транспортной и иной инфраструктуры Закамья Татарстан просит у федерального центра, то это однозначно невозможно. Подобные коммерческие по определению проекты могут осуществляться только на условиях софинансирования региональными и федеральными властями. Причем регион должен взять на себя основную финансовую нагрузку. Инфраструктурные проекты актуальны всегда, в том числе и во время кризиса. Другое дело, что российское правительство сейчас демонстрирует панические настроения, что проявляется, например, в заявлениях о возможном секвестре бюджета. Естественно, в таких условиях просьбы регионов о новых крупных инвестициях из федерального бюджета вряд ли будут восприняты положительно.

Источник: деловая электронная газета Татарстана Бизнес Online