набережночелнинский литейно-механический
завод «магнолия»

Печатные издания Челнов: из типографии прямо на помойку. Продолжение

Михаил Ляпунов — Набережные Челны

Два года назад, в марте 2014 года мы рассказывали, как крупнейшие челнинские бесплатные газеты прямо из типографий отправляются на переработку. Тираж попросту не разносили по почтовым ящикам, и он не успевал за неделю разойтись в торговых центрах. С тех пор в городе ничего не изменилось.

На днях в крупнейшей городской группе «Набережные Челны онлайн»появился видеоролик, снятый на местной свалке. На видеокадрах — десятки, если не сотни нераспечатанных пачек бесплатных газет — из типографии они попали прямо в переработку, минуя читателей. 

Рынок рекламы переживает большую трансформацию. Рекламодатели отказываются давать рекламу в бумаге и переходят в онлайн. В кризис этот процесс только ускорился. В прошлом году в городе закрылись три многотиражки. 

На днях в том же городском сообществе «Набережные Челны онлайн» был проведён опрос, в котором участвовало 3 631 человек. На вопрос, кто как использует печатные газеты, подавляющее число челнинцев (53,9% или 1957 человек) ответило, что «всячески их избегает, зачем они вообще нужны», 11,2% (408 человек) сдаёт их в макулатуру. И только 19,6% (712 человек) читает их.

С мнением жителей согласны и предприниматели, которые в бесплатных газетах не размещают рекламу совсем.

По словам одного из сотрудников перерабатывающего производства, несмотря на то, что несколько изданий были закрыты, меньше отправлять на утилизацию запечатанных пачек не стали. Правда, сменились обложки изданий. Сейчас здесь преобладают «Единство» и «Капитал-Закамье» — два бесплатных издания.

Проанализировав газеты, мы пришли к выводу, что основное пространство в них занимает реклама. Информации, которая была бы не рекламной, мало. Если в «Капитале» в целом можно считать таковой одну полосу, то в «Единстве», в зависимости от выпуска, — от двух до четырех полос.

На рынке Челнов остались три бесплатных газеты общим заявленным тиражом около 425 000 экземпляров еженедельно. Если верить этой цифре — а верится с трудом, — то на каждого жителя (включая новорожденных) приходится по одному экземпляру какой-либо газеты. Естественно, такое количество изданий никому не нужно. Скорее всего, издания завышают тираж, но даже в этом случае часть его уходит на свалку.

Самым крупным считается «Единство» — оно выходит два раза в неделю заявленным тиражом 266 000 экземпляров, приводит цифру сотрудник газеты. «Капитал-Закамье» издаётся заявленным тиражом 100 000 экземпляров. Auto-City — 56 000 - 59 000 экземпляров.

Сейчас «Капитал-Закамье» — единственная в Челнах газета, которая сертифицирует свой тираж в Национальной тиражной службе (НТС). По данным НТС, процента возврата у издания нет, все 100 000 экземпляров доходят до потребителя, вот правда, наглядные фотографии с перерабатывающего предприятия говорят об обратном — незапечатанные пачки «Единства» и «Капитала» повсюду.

Сотрудник «Капитал-Закамье» заверил корреспондента KazanFirst, что возвратов нет: «Если газета не доходит до почтовых ящиков, то по причине как раз-таки нехватки газет. Часть тиража кладется в стойки в магазинах, поэтому в близлежащих домах по ящикам не разносится». В «Единстве» рассказали, что для распространения применяют веерную схему, так как тиража на всех не хватает: «Возвратов тиража нет, все остатки докладываются в стойки в магазины города». По городу у «Единства» установлено 19 стоек.

Сейчас в Набережных Челнах около 140 000 почтовых ящиков с учетом ввода в строй нескольких новых районов. 

Самый эффективный канал коммуникации — интернет, через него мы уже получаем до 95% заявок, считает председатель совета директоров «Магнолии» Сергей Майоров. Компания занимается производством автокомпонентов, алюминиевых радиаторов, энергосберегающих светодиодных светильников. По словам Майорова, очень удобно делать заявки на продукцию через интернет, для этих целей его компания открыла интернет-магазин.

«Мы используем соцсети: Instagram и “Вконтакте”, также ведём коммуникацию через собственный сайт», — говорит гендиректор «Конкор-Оптики» Максим Фёдоров (его компания занимается предоставлением услуг по коррекции зрения и подбору оптики). По словам Фёдорова, компания также позиционирует себя через проведение различных мероприятий: «К интернет-изданиям у нас большее предпочтение, так как существует интерактивность, теле- и аудиореклама работает слабо, пользуемся линейкой изданий “Татмедиа”, но деньги, потраченные на рекламу в интернете, эффективнее». Бесплатные газеты используются лишь на бартерной основе.

Гендиректор группы компаний «Инжиниринг плюс» Павел Евдокимов считает, что многие компании из бесплатных газет массового сегмента уходят в интернет: «Интернет уже входит в каждый дом, многие вещи смешно по газетам искать. Я сам уже несколько лет газеты никакие не покупаю, читаю их онлайн-версии».

В 2016 году сожмётся не только рынок печатной рекламы, но и баннерной. Правда, здесь дело скорее в том, что конструкции с этого года должны соответствовать ГОСТу, а он в свою очередь вызывает противоречивую реакцию у игроков рекламного рынка. В начале декабря 2015 года игрокам рекламного рынка была представлена новая схема размещения конструкций — вместо 649 щитов должно остаться всего лишь 190, из них 130 в жилой части города, а 60 в промзонах. 58 из них уже функционируют, и на них готовятся провести тендеры. Судьба остальных конструкций, которые в декабре 2015 года начали демонтировать, пока неизвестна, УФАС по РТ дало предписание исполкому приостановить демонтаж до суда, который состоится 20 января.

Представителям рекламным агентств тогда схема не понравилась, они считают, что она ущемляет их интересы. Стоит отметить, что сейчас многие рекламные конструкции в городе стоят пустыми, так как у рекламодателей не всегда есть деньги, чтобы разместить свою рекламу на баннерах.

Кто закрылся

Первой закрылась самая молодая «Твоя арена», о которой мы много писали в прошлой публикации. Летом 2015 года закрылась «Челнинская газета». Предприниматель Разин Кашапов объяснял chelny-biz причины закрытия: «Я проект “Челнинской газеты” только раскручивал, она еще не вышла на уровень самоокупаемости. Кризис затяжной, поэтому я не видел смысла дальше развивать этот проект и закрыл издание. Кроме «Челнинской газеты», у Кашапова есть ещё развлекательный журнал «Выбирай», также с бесплатным распространением, но, судя по всему, чувствует проект себя намного лучше газеты.

Последней в декабре 2015 года закрылась «Полезная газета», которая появилась вопреки всему в предыдущий кризис в 2009 году. Учредители издания надеются открыть газету в марте 2016 года, хотя предыдущий опыт показывает, что обычно медийный актив, который замораживается, редко возвращается к жизни. Все издания, которые были закрыты, имели тираж около 100 000 экземпляров.

Источник публикации: KazanFirst.ru - новость как есть