набережночелнинский литейно-механический
завод «магнолия»

«Чтобы ее своими силами отремонтировать, мне нужно не платить налоги года три-четыре»

Пока Министерство транспорта и дорожного хозяйства РТ подсчитывает затраты на ремонт дороги 6-й промышленной площадки, предприниматели, базы которых там размещаются, вооружились лопатами и принялись самостоятельно «латать дыры» участков дорог, которые находятся в их пользовании. Подобная практика одностороннего решения проблемы существует чуть ли не с самого открытия дороги. Более 35 лет полотно за счет бюджета капитально ни разу не ремонтировалось. Сегодня здесь была создана инициативная группа по сбору с предпринимателей денежных средств на ремонт. Ведь параллельно со стремительным ухудшением полотна страдает бизнес, который функционирует на промзонах: плохие дороги приводят к дополнительным затратам.

На территории 6-ой промышленной площадки, помимо прочих баз предпринимателей, функционирует и склад сети магазинов «ВПРОК». В свое время они хотели получить разрешение на строительство отдельной дорожной ветки близ их строения, но трамвайное управление в выдаче документа отказало. 

– В таких условиях, конечно, работаем тяжело и с трудом, – прокомментировал Дмитрий Калачев, руководитель сети магазинов «ВПРОК». – Плохие дороги приводят к дополнительным затратам. Чаще всех по этим дорогам ходит большегрузный транспорт. Я думаю, что основные потери несут те, кто рассчитывает на клиентов. К примеру, «ТрансТехСервис». Лишний раз подъехать к ним в автосалон и заехать в автосервис невозможно. Привлечь клиентов с такими дорогами очень сложно. Для каких-либо производственных целей с этим еще как-то можно смириться. Но опять же - нужно понимать, что дорога достаточно давно не ремонтировалась, и если и дальше этого не делать, то через пять лет там уже вообще будет невозможно проехать. Тогда проблема будет очень серьезной. Там, на самом деле, не такие большие затраты. Но у меня есть большое сомнение, что все резиденты промплощадки платят налоги. Думаю, что большинство их них работает по серой схеме, и государству и городу просто невыгодно вкладываться в эту промзону. То есть никакой отдачи от этого город не получит. Я предполагаю, что это одна из причин, почему ремонта до сих пор нет.

Дмитрий Калачев считает, что этот вопрос нужно решать организационно. По его мнению, здесь работают предприниматели, которым по силам отремонтировать и содержать эту дорогу. Сегодня здесь была создана инициативная группа, которая должна решить проблему сбора средств на ремонт дороги. Однако с таким положением вещей согласны далеко не все бизнесмены.

– У нас сами предприниматели начали частично ремонтировать свои участки дорог, – поделился с Порталом Предпринимателей Дамир Фатихов, директор ООО «Технокам». – Но основные дороги-то все равно разбиты! Такая ситуация на всей промзоне. Мы занимаемся производством автокомпонентов, детских товаров и товаров народного потребления. Нам часто приходится ездить к своим партнерам, которые исполняют какие-то наши заказы. Их базы находятся в других местах, и мы, пока едем, свои машины просто убиваем. Предприниматели-производственники очень сильно страдают, многие клиенты не хотят сюда ехать. Дороги, как артерии. Чтобы весь организм работал, нужно, чтобы кровь поступала. А у нас получается, что «дороги-артерии» убиты, кровь не поступает. А кровь – это мы. Я плачу налоги, в том числе и за транспорт, который у меня есть на предприятии, я считаю, что этого вполне достаточно. Поэтому я не собираюсь за свои деньги ремонтировать площадку. Чтобы ее своими силами отремонтировать, мне нужно не платить налоги года три-четыре.

Напомним, что проблему ремонта дорог на 6-ой промышленной площадке Дамир Фатихов, директор ООО «Технокам», от имени всех предпринимателей площадки озвучивал и Наилю Магдееву, и лично Рустаму Минниханову в рамках проекта «Бизнес и власть: откровенный разговор».

– Дорога на балансе у города не числится, ремонтом никто не занимается, – объявил во всеуслышание Дамир Фатихов. – В настоящее время предприниматели своими силами проводят мелкий ремонт дорог. Однако на самом деле требуется капитальный ремонт с прокладкой пешеходных дорог и освещения, так как практически все предприятия работают в несколько смен и люди боятся ходить по не освещенным улицам. 6 промышленная площадка имеет территорию в 400га, на территории располагаются более 300 предприятий, которые обеспечивают работой свыше 5000 человек. 

Тогда между Миннихановым и чиновниками завязался очень интересный разговор, в итоге которого Ленар Сафин, министр транспорта и дорожного хозяйства РТ обещал «подбить» суммы, необходимые для ремонта дорог, и доложить о проделанной работе.

Подобная проблема есть и на БСИ, где сегодня работают около 200 предприятий. Состояние трассы, которая соединяет промплощадку с городом, оставляет желать лучшего. С каждым годом качество дорожного полотна становится только хуже. Год назад Агентство по привлечению инвестиций видело только один вариант решения проблемы, не считая капитального выделения денег из бюджета города или республики – строительство платной объездной дороги. Согласно предварительному проекту трассы, который Агентство по привлечению инвестиций предоставило Порталу Предпринимателей, это должна была быть трехкилометровая асфальтобетонная дорога третьего класса шириной 6 метров. Разработчики считали, что ее строительство позволит разгрузить трассу Набережные Челны – Сарманово, единственный въезд на территорию БСИ. 

Сергей Майоров, Председатель Правления Ассоциации машиностроителей г. Набережные Челны и Закамского региона, Председатель Совета директоров Набережночелнинского литейно-механического завода «Магнолия», Председатель Наблюдательного совета Агентства по привлечению инвестиций (АПИ), Депутат Городского Совета г. Набережные Челны, вместе с командой изучил зарубежную и общероссийскую практику строительства платных дорог и пришел к выводу, что такой проект будет вполне уместен и актуален в районе БСИ. Впервые АПИ представило его на казанском форуме Invest in Tatarstan (Инвест ин Татарстан), а также на Российской неделе государственно-частного партнерства в Москве, затем они передали проект на рассмотрение инвесторам, в том числе и Российскому фонду прямых инвестиций в надежде, что он вызовет интерес. Однако интереса проект не вызвал. Заоблачные перспективы разгрузить участок трассы, по которой в день проезжают порядка 20 тысяч автомобилей, остались только на бумаге. Поддержка города или республики, которая по задумке должна была быть второй стороной государственно-частного партнерства, так и не подоспела.

– Результатом этого проекта стало то, что от альтернативной дороги отказались и были выделены средства на ремонт существующей дороги, – прокомментировал Порталу Предпринимателей Сергей Майоров, Председатель Правления Ассоциации машиностроителей г. Набережные Челны и Закамского региона, Председатель Совета директоров Набережночелнинского литейно-механического завода «Магнолия», Председатель Наблюдательного совета Агентства по привлечению инвестиций (АПИ), Депутат Городского Совета г. Набережные Челны. – На этом мы остановились. Для того чтобы реализовывать государственно-частное партнерство все-таки требуются вложения со стороны города: выделение земельного участка, составление проектно-сметной документации, подготовка конкурсной документации. Мы посчитали, что на все это было необходимо 15 миллионов рублей, средств этих мы так и не нашли. Тем не менее, ремонт дороги состоялся, думаю, что в том числе и благодаря нашим усилиям. Понятно, что этого мало. Я сейчас нахожусь в Германии, так приятно ездить, а у нас, честно говоря, дороги оставляют желать лучшего. С другой стороны, сегодня городу выделяются большие средства на ремонт дорог, начало какое-то уже положено, но, хотелось бы, чтобы это дошло и до промышленных зон, так как логистические проблемы негативно отражаются на бизнесе. А проект платной дороги сейчас находится в «спящем» режиме. Мы же его не сами придумали, была инициатива со стороны предпринимателей, которые работают на БСИ. Сегодня обращений, в общем-то, нет.

Напомним, что в 2015 году на ремонт дороги на БСИ из республиканского бюджета было выделено 20 миллионов рублей. Привести в нормативное состояние также планировалось дорогу на Лесоцех и автодорогу №2. Речи о 6-ой промышленной площадке, как и о дороге рядом с РИЗом, где также функционирует ряд предприятий, не шло. Этот участок тоже напоминает минное поле. 

– Дорога в сторону нашего предприятия действительно находится не в лучшем состоянии. Как и везде, дороги напрямую влияют на деятельность компании, – говорит Игорь Созонов, гендиректор «КАМКРАНМАШ». – Люди начинают объезжать эти участки, а это лишние километры, ГСМ, в итоге – дополнительные расходы. Если товар хрупкий, то по таким ямам просто невозможно ездить – боишься что-то опрокинуть.

В прошлом году исполком города поднимал на республиканский уровень вопрос о качестве дорог целого ряда промышленных зон Набережных Челнов, где сосредоточен бизнес. В список проблемных, по результатам проведенного анализа, вошли дороги производственной площадки №6, промышленно-коммунальная зона, «Лесоцех», промзона ОАО «КАМАЗ» и стройбаза. По предварительным подсчетам для ремонта всех проблемных зон понадобится порядка 950 миллионов рублей. В этом году Челны получили миллиард рублей на ремонт основных магистралей. Справедливости ради отметим, что таких денег автоград еще не получал.

- Напомню, что в 2014 году Челны на ремонт дорог получили 240 млн, в 2013 - 50 млн. Думаю, динамику можно сравнить, - заявил в рамках праймериз руководитель исполкома Наиль Магдеев. - Понятно, что работы у нас может и не на один миллиард, но возможности пока такие. Миллиард хоть так крути, хоть сяк - забот и планов в три-четыре раза больше.

Проблема разбитых дорог в промышленных зонах Челнов обретает массовый характер: промплощадка №6, БСИ, Лесоцех, территория РИЗ, участок в районе промпарка «Развитие» и другие . На последней встрече с предпринимателями Челнов Рустам Минниханов все же обнадежил, не исключено, что в следующем году город получит средства именно на промзону.

– На промзону тоже надо выходить и какие-то решения принимать, - сказал тогда Рустам Минниханов.

Источник: Портал Предпринимателей