набережночелнинский литейно-механический
завод «магнолия»

«С этой инициативой должен выйти город, иначе многие предприятия просто развалятся»

В Челнах Артему Здунову и Тимуру Нагуманову пожаловались на ряд проблем, среди них – напряженные взаимоотношения с банками, частые «набеги» контролирующих органов, закрытие трасс в весенний период, трудности, возникающие во время участия в госзакупках. Прозвучали весьма оригинальные и неожиданные просьбы. Так, министра экономики попросили выделить полмиллиона рублей на создание фильма о Набережных Челнах, а также открыть в автограде особую экономическую зону.

«СЕЙЧАС МЫ МОЖЕМ ЗАВАЛИТЬ ВСЮ СТРАНУ НАШЕЙ ПРОДУКЦИЕЙ. НО ПОЧЕМУ СТРАНА ЕЕ НЕ БЕРЕТ?»

Встреча с Артемом Здуновым началась, как это традиционно бывает на мероприятиях подобного формата, с отчета о проделанной работе. С основными социально-экономическими показателями Набережных Челнов министра ознакомила замруководителя исполкома Наталия Кропотова. Доклад чиновницы отличался своей «положительностью»: за 6 лет доля субъектов МСБ в ВТП увеличился с 22% до 33%, оборот составил 134,7 млрд рублей, показав рост на 1,7%, а объем отгруженных товаров малыми и средними предприятиями города вырос в 1,4 раза до 54,6 млрд рублей. Как следствие, идет увеличение налоговых поступлений, за указанный период рост составил 2% - с 25% до 27%. По данным Кропотовой, большую долю в структуре оборота занимают предприятия оптово-розничной торговли. При этом за 6 лет их доля уменьшилась с 65% до 56%, в то же время выросло количество предприятий обрабатывающего производства реального сектора экономики – с 12,6 до 17,3%. В настоящее время в городе осуществляют деятельность почти 30 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса, количество работающих в МСБ – 57 тыс. человек. Согласно статистике, за указанный период количество индивидуальных предпринимателей сократилось на 4,8 тыс. или на 23%, а вот количество малых и средних предприятий, напротив, выросло на 4,4 тыс. или на 49%.

- Проговорите проблемы, которые есть, не нужна эта статистика, - перебив докладчика, заявил присутствовавший на совещании председатель правления ТПП РТ Шамиль Агеев.

- Думаю, предприятия сами будут задавать вопросы, - ответила Наталия Кропотова, продолжив оперировать цифрами.

Предприятия не заставили себя долго ждать. Как только с официальной частью было покончено, к трибуне вышел министр экономики, которого тут же засыпали вопросами. Первым озвучил свою проблему генеральный директор ВЦ «Экспо-Кама» Сергей Яковлев. Он попросил рассмотреть вопрос о субсидировании подключения выставочного центра к инженерным сетям. В своем выступление бизнесмен сравнил ВЦ с промышленными парками, отметив, что есть разница в структуре и масштабах.

- Мы можем поддержать резидентов промпарков, чтобы они ездили к вам на выставку: покупали билеты, участвовали, оплачивали какие-то коллективные помещения, - ответил Здунов. - А чтобы вложиться в «инженерку» вашей структуры – такого мы себе позволить не можем. Если бы на вашей территории было бы какое-то производство, мы могли бы вас аккредитовать как индустриальный парк и пойти по этому пути… Мы так делаем сейчас по индустриальному парку «Челны».

Впрочем, как выяснилось, челнинский выставочный центр не попадает под категорию промпарков из-за маленькой площади – всего 1 га, при этом расположен он на территории города. Артем Здунов предложил «Экспо-Каме» заявиться по программам кластерного развития и поддержки моногородов.

Сразу два предпринимателя подняли вопрос о государственных закупках. Директор компании «Татнэт» Эдуард Ковалев отметил, что его фирма занимается поставкой мяса крупного рогатого скота, в том числе для ОАО «КАМАЗ». Бизнесмен недоумевает, почему цены на говядину зависят от импорта.

- В октябре-ноябре контракты были заключены по цене 170 рублей, на сегодняшний день мы закупаем по 210 рублей, при этом теряем ежемесячно 25%. Ничего не меняется…

Как выяснилось, челнинский предприниматель не первый озвучивает данную проблему. Бизнес-омбудсмен Тимур Нагуманов сообщил, он знаком с этой ситуацией. На следующей неделе уполномоченный по защите прав предпринимателей планирует проработать варианты ее решения.

- Сегодня на уровне правительства активно обсуждается вопрос с позиции исполнения госконтрактов. Вопрос в том, что бюджет не может себе позволить увеличить расходы. С вашей стороны есть правда. В этой ситуации ни один вы такой, мы отдельно с вами встретимся, – ответил предпринимателю Нагуманов.

Гендиректор ООО «Латан» Дмитрий Федоров, фирма которого занимается производством искусственных хрусталиков глаза и глазных протезов, заявил, что два года назад предприятие получило грант на развитие предприятия. Компания закупила на эти средства оборудование и сейчас успешно производит продукцию, однако реализовать ее не так легко, как хотелось бы.

- У меня вопрос по банковским гарантиям. Мы добросовестные поставщики и всегда выполняем свои обязательства. Больницы в январе объявляют тендер на миллион рублей, и мы должны как банковская гарантия «закинуть» 300 тыс. рублей. Так как нам платят за заказ в конце года, нам целый год приходиться жить без денег… Может быть, в отношении добросовестных поставщиков можно принять какие-то меры?

Вопрос по банковским гарантиям министр посоветовал проработать с Гарантийным фондом республики. Тогда Федоров озвучил другую проблему: по его словам, зачастую очень трудно принимать участие в госзакупках, причина тому – чересчур завышенные требования заказчика.

- Сейчас мы можем завалить всю страну нашей продукцией, но почему страна ее не берет? Мы выигрываем тендеры, цена закупки падает минимум на 45%, бывает даже, что цену сбрасывают на 60%. У нас изделия размером 12 мм, так на них сейчас 36 параметров кто-то выдумал, хотя по ГОСТу их только четыре! Все дошло до того, что говорят: мол, хочу купить машину и чтобы руль у нее сиял божественным светом. Такую глупость выдумывают, которую просто нереально сделать!.. Все прописано для английской компании «Райнер»…

- То, что я слышу – это вопиющее, но я не слышу второй стороны, - заявил Здунов. - Берем в работу.

«ПЛОХО ОНИ РАБОТАЮТ, «КОШМАРЯТ» БИЗНЕС. КОНТРОЛЕРОВ НА ОДНОГО БИЗНЕСМЕНА ТАКОЕ КОЛИЧЕСТВО, ЧТО НЕ СОСЧИТАЕШЬ»

Стоит отметить, что ряд предпринимателей просили Артема Здунова помочь с финансированием. К примеру, председатель наблюдательного совета Агентства по привлечению инвестиций Сергей Майоров сообщил, что требуется 1 млн рублей на создание инвестиционного фильма о городе Набережные Челны. По его словам сценарий фильма уже проработан казанской компанией, которая снимала видеоматериал об Универсиаде в Казани. Представитель АПИ попросил министра помочь с поиском половины от требуемой суммы. Здунов конкретного ответа не дал, но пообещал рассмотреть вопрос.

С просьбой оказать финансовую поддержку к министру обратился и гендиректор «Кама-Тракс» Леонид Штейнберг. Компании, которая занимается грузовыми автоперевозками, необходимо закупить 100 новых автомобилей. Штейнберг подчеркнул, что в качестве поставщика они рассматривают ОАО «КАМАЗ».

- Все финансируются, кроме нас. Дайте нам целевым назначением деньги для того, чтобы мы с этими средствами пришли на «КАМАЗ» и купили машины, - обратился он к министру. – У нас нет денег. Машина стоит 5,5 млн, 1,5 млн - полуприцеп. Вот такая цена! «КАМАЗ» на свои новые машины (КАМАЗ- 5490) загнал цену – свыше 4 млн! Давайте решим эти вопросы.

Здунов не стал отрицать, что перевозчики с точки зрения субсидирования закупок остаются не у дел. Хотя, считает министр, они могли бы стать «хорошим плечом» для предприятий «КАМАЗа», которых в непростой экономической ситуации надо поддержать заказами. Артем Здунов, рассматривая просьбу Штейнберга с этой точки зрения, пообещал подумать.

- Мы вывозим с Нижнекамска продукции примерно на 4,5 млрд рублей и в республику привозим примерно столько же, - обозначил вторую проблему гендиректор «Кама-Тракс». - Но начинается закрытие дорог для грузовиков, и мы тоже закрываемся. О какой антикризисной программе идет речь, если мы не можем работать?! Нас почти 50 тысяч вместе с членами семей, у нас летят кредиты, мы не можем платить ипотеку. Компания большая, поэтому нам нужно решение. Здесь сидят предприниматели, они же зависят от нас. Мы же можем поднять цену на перевозки, но этого не делаем.

Министр экономики спустил проблему «вниз», посоветовав Леониду Штейнбергу решать вопрос с исполкомом Набережных Челнов. К слову, следующим выступающим стал бизнесмен, который пожаловался на отсутствие должного внимания со стороны местных властей. Экс-гендиректор ПКФ «Жилкомсервис», а ныне директор рынка «Берлога» Николай Новиков считает, что исполком по непонятной причине махнул рукой на рынки города.

- На нас практически не обращают внимания, - заявил Новиков. – Мы сами в этом кругу, в этой каше крутимся и, конечно, мы не хотим терять свой бизнес. Мы бы хотели, чтобы власть на нас обратила внимание и увидела, что здесь есть люди, которые нуждаются в очень серьезной поддержке. Я ни разу не видел, чтобы центр развития предпринимательства нас собрал и поговорил бы с нами о проблемах, которых очень много. Сегодня мы стоимость аренды не поднимаем, хотя нам самим ее подняли по самому максимуму, по максимуму выплачиваются и все платежи…

- Все программы, которые сейчас есть, нацелены не на торговлю, а на производство, - признался Здунов. - Это установка федерации, однако у нас есть отдельные программы, где мы можем с вами поработать. Для этого от вас нужны предложения, нам нужно знать позицию представителей торговли.

Предприниматель Дмитрий Новицкий, бизнес которого связан выпуском пищевой и промышленной тары, пожаловался министру на массовые проверки контролирующих органов. В частности, он упомянул о налоговых инспекторах. Коллегу поддержал директор «Автозилцентр» Фарит Зарипов, заявив, что проверяющие «ходят толпами», причем не только из налоговой. С начала года контролирующие органы наведывались в компанию уже несколько раз.

- Россиянина нужно держать в узде, но не до такой же степени! Если кого-то хочешь увидеть в Челнах, приходи в налоговую. Пока в машине сидишь, всех увидишь, кто тебе нужен и не нужен, - с ноткой сарказма отметил Новицкий. – Наверно, инспекторы и должны так работать, но это кошмар какой-то!

Новицкий заявил, что доплата, начисляемая налоговым органом, ежегодно растет с геометрической прогрессией. Компании приходится разбираться с инспекцией в суде, а это «занимает столько энергии и времени, что отпадает желание работать», признался бизнесмен.

- Этот вопрос поднимался, - ответил за министра Тимур Нагуманов. – Наиль Гамбарович (Наиль Магдеев – сити-менеджер Челнов – ред.) обещал разобраться. Раз вопрос звучит заново и достаточно резко, надо собрать аналитику. То, о чем вы говорите, нужно подтвердить цифрами. Мы ездили по всем районам, никто не жаловался на плохую работу налогового органа.

- Я не говорю, что они плохо работают, а то сейчас вообще придется закрыться, - слова Новицкого вызвали смешки в зале.

- Раз говорите «А», то говорите «Б». Плохо они работают, «кошмарят» бизнес. С этим надо разбираться. У нас контролеров на одного бизнесмена такое количество, что, честно говоря, не сосчитаешь, - отметил Нагуманов. - Но проблема в том, что контроль не качественный. Последние события (видимо Нагуманов имел ввиду трагедию в ТК «Адмирал – ред.), к сожалению, показывают, что проблемы-то были, их было немало, но результата нет. Сейчас очень серьезно ведется работа по внеплановым проверкам, мы создаем электронный реестр, который с этим будет бороться. У нас начался постепенный сдвиг, думаю, что с ситуацией будем разбираться, и количество проверок снизится, а главное не будет ухудшаться качество. Это то, над чем мы в первую очередь работаем.

Поставщики «КАМАЗа» озвучили министру ряд проблем своей отрасли: посетовали на то, что не могут получить кредиты в банках, несмотря на наличие залога и хорошей кредитной истории, а также пожаловались на общую систему налогообложения, на которой «сидят» их предприятия, выплачивая НДС.

- Эта система заведомо создана таким образом, что предприятия разоряются. Но у бизнеса нет другого выхода, - поддержала тему Татьяна Кондратьева, директор ООО «Фабрика «Школьная мода». - Смотрю на налогообложение в особой экономической зоне, там к предприятиям такое трепетное отношение: НДС 10%, единый социальный налог у них в два раза меньше, также и с другими налогами. Учитывая такое состояние нашего города, нам нужно создать в Челнах какую-то особую экономическую зону, иначе в городе будет очень много проблем. С этой инициативой должен выйти город и нас должно поддержать правительство Татарстана, иначе многие предприятия просто развалятся, особенно после новшеств в законодательстве, связанных с уплатой НДС.

Выслушав данное предложение, Артем Здунов пояснил, что «есть такое понятие, как региональные особые экономические зоны, но разместить их повсюду нет возможности, нужны ограниченные площадки». Поэтому создание ОЭЗ в Набережных Челнах не удастся.

Стоит добавить, что Артем Здунов и Тимур Нагуманов выслушивают вопросы от представителей малого и среднего бизнеса Татарстана по поручению президента РТ Рустама Минниханова. Собрав все просьбы, предложения и пожелания предпринимателей, министерству экономики предстоит выработать антикризисные решения. Как сообщил бизнес-омбудсмен Татарстана, встречи должны завершиться в течение марта.

Источник публикации: Портал предпринимателей Chelny-biz