набережночелнинский литейно-механический
завод «магнолия»

«Татнефть» меняет курс с Запада на Набережные Челны

А МАЛЫЙ БИЗНЕС, ОРИЕНТИРОВАННЫЙ НА АВТОПРОМ, ХОЧЕТ РАБОТАТЬ С НЕФТЯНИКАМИ

Вопросам взаимодействия МСБ и «Татнефти» был посвящен первый день стартовавшего вчера в автограде «Камского промышленного форума-2015». Действующие и потенциальные поставщики нефтяников показали свою продукцию на двух выставочных площадках, а «Татнефть» устроила для них семинар по методике участия в поставках. Корреспондент «БИЗНЕС Online», пользуясь моментом, выяснял, насколько предпринимателям республики стало проще работать с главной компанией РТ.

НЕФТИ ХВАТИТ ЕЩЕ НА 150 ЛЕТ?

Накануне малые предприятия Закамья в надежде заключить договоры о поставках выставили свой товар лицом перед Иваном Калачевым — первым заместителем директора торгово-технического дома ОАО «Татнефть». Выставка прошла на двух площадках — в павильонах выставочного комплекса «ЭКСПО-Кама» и в холле инжинирингового центра челнинского института КФУ. Десятый камский промышленный форум (организаторы — минпромторг и минэкономики РТ, Академия наук РТ, исполком и ТПП автограда) открылся Днем поставщика «Татнефти», в рамках которого Калачев и начальник отдела сопровождения торгово-закупочной площадки «Татнефти» Лейсан Хабибуллина рассказали участникам, как стать поставщиком корпорации. Сегодня и завтра аналогичные встречи пройдут для потенциальных поставщиков КАМАЗа, ТАИФа и «Росагролизинга». На участие в выставках заявилось более 250 предприятий из 17 регионов страны, не считая нескольких иностранных гостей.

Зал на 60 мест желающие работать с «Татнефтью» заполнили под завязку, в первый день для участия в форуме зарегистрировались 97 человек. Для начала Калачев напомнил, что «Татнефть» — это 6-я в России компания по добыче нефти, которая сегодня извлекает порядка 26 млн. т, с ежегодным ростом на протяжении последних 14 лет. При сегодняшнем темпе добычи запасов татарстанской нефти хватит еще на 150 лет. Если производители хотят работать с нефтяным гигантом, ориентироваться им придется на новые технологии, применяемые при нефтедобыче, — их Калачев и показал в презентации.

«Компания сегодня занимаемся не только добычей, — заявил Калачев. — Вы знаете, что успешно работает ТАНЕКО, где в прошлом году переработано более 8,5 миллионов тонн нефтесырья и расширена номенклатура выпускаемой продукции за счет производства дизтоплива «Евро-5», авиационного керосина и базовых масел. Сейчас продолжается работа по увеличению объемов нефтепереработки и производству автомобильного бензина».

«ЭТО ЗАДАЧА ДЛЯ ВАС, ГОСПОДА!»

Перечисляя необходимую компании номенклатуру, Калачев сообщил, что уже обнаружил на выставке некоторые аналоги, по которым «Татнефть» могла бы закупаться у местных поставщиков. Например, он нашел 7 предложений по цепному приводу, которые вполне могли бы заявиться на торгово-закупочной площадке «Татнефти». «Я бы свел эти малые предприятия с руководителем Бугульминского механического завода, который делает для нас цепные приводы, — сообщил Калачев. — Схемы работы цепного привода, которые показаны на слайде, у нас запатентованы, но мы используем и технологии, запатентованные малыми нефтяными компаниями Татарстана. За счет применения этих технологий мы на сегодня дополнительно добыли суммарно 7 миллионов тонн, не буря вторую скважину. Я призываю инженерный корпус к тому, чтобы усовершенствовать эти системы, сделать их более мобильными и надежными. Если мы ставим какое-то оборудование, оно должно безотказно работать в межремонтный период. На сегодня мы добились периода между ремонтами в 1260 суток на каждую скважину. У нас 22 тысячи добывающих скважин и 7,8 тысячи нагнетательных. У нас самое большое количество скважин в России, и все они нуждаются в надежном оборудовании».

В качестве технологических приоритетов, на которые «Татнефть» ориентирует потенциальных поставщиков, Калачев перечислил, к примеру, оборудование для учета добычи, насосы для перекачки газожидкостных смесей, которые сегодня изготавливаются в Германии, «а хотелось бы, чтобы в Челнах». В ряду импортеров он упомянул также Англию и США и рассказал, что, в частности, установка гидроразрыва, используемая для увеличения нефтеотдачи пластов, на 40% состоит из импортных деталей. Несколько позиций пакерных устройств «Татнефть» делает вместе с американцами, закупая у них резину, а также металлические детали — отечественные металлурги не смогли предложить соответствующий характеристикам металл, способный продержаться 10 лет. «Это задача для вас, господа!» — предложил Калачев.

Перечисляя области, в которых поставщики могли бы приложить усилия, он упомянул химическое производство: «Татнефть» на четырех структурных предприятиях производит треть всей российской химии для нефтяных компаний, что требует емкого штата инженеров. Не снята до конца проблема аварийности на трубопроводах, которых «Татнефть» использует 42 тыс. километров. За счет стойких к коррозии труб показатель аварийности с 80-х годов снизили с трех аварий на километр до тысячных долей, однако технологию можно улучшить. Много используется спецтехники на шасси «КАМАЗа», озабочены нефтяники и вопросом энергосбережения, позволяя себе работать только в определенных режимах энергопотребления.

Между тем компания постоянно наращивает темпы добычи, что требует и новых закупок оборудования. Сейчас «Татнефть» бурит около 320 скважин, и еще 200 бурят малые нефтяные предприятия, которые закупаются на одной площадке с головной компанией. 120 скважин планируется пробурить в этом году на Ашальчинском месторождении битумных нефтей, которые также требуют особых модифиикаций оборудования.

«ТАТНЕФТЬ» ПРИВЕТСТВУЕТ ПОСТАВКИ БЕЗ ПРЕДОПЛАТЫ

«Татнефть» осуществляет закупки через электронную площадку, которой пользуются пять категорий заказчиков. Как рассказала Хабибуллина, 65% закупок делают структурные и дочерние предприятия «Татнефти», и еще 35% остается за сервисными предприятиями, в том числе комплексом «ТАНЕКО» и генподрядчиками его строительства. Все категории заказчиков, включая малые нефтяные компании, работают по своим правилам, однако сейчас «Татнефть» пытается стандартизировать систему закупок.

Хабибуллина подробно объяснила, как пользоваться электронной площадкой, и обратила внимание аудитории на то, что с 2013 года участие в торгах стало бесплатным: «Это реверанс «Татнефти» в вашу сторону. Мы теперь не берем с поставщиков ни рубля — ни в качестве абонентской платы, ни в качестве процентов с выигрыша контракта». Как пояснила Хабибуллина, площадка позволяет участвовать в торгах даже без регистрации — по открытым лотам, которые выставляют, как правило, малые нефтяные компании, генподрядчики строительства ТАНЕКО и пяти ресурсоснабжающих организаций. Среди них — Альметьевская тепловая сеть и Нижнекамская ТЭЦ — основной теплоисточник ТАНЕКО.

Хабибуллина рассказала, как «Татнефть», стремясь стать вертикально интегрированной компанией, постепенно вывела на сторону сервисников, таким образом появились 12 управляющих подразделений, которые тоже имеют свои дочерние структуры. Среди них — IT-сервис, связь, обслуживание объектов добычи, энергетика, строительство, транспорт и другие направления. Сервисники контролируют аккредитацию на поставку услуг, и сделать это сложнее, чем поставлять товары. Если для поставки товаров требуется подать 10 документов и пройти аккредитацию можно за 10 - 14 дней, то для оказания услуг необходимо собрать 22 документа, поделиться внутренней экономической информацией и ждать реакции не меньше месяца. По отдельным стратегическим группам товаров, таким как трубная продукция или негабаритная запорная арматура, придется пройти и технологический аудит. Зато после аккредитации производитель получает на свою почту информацию обо всех лотах тех групп товаров, на которые он подписался. Тендеры от внешних поставщиков скрыты — в них в качестве генподрядчиков участвуют только сервисные компании, а всем остальным контрагентам доступны торги по запросам котировок. Впрочем, и это немало — в общей сложности на площадке размещают заказы 87 предприятий.

Добавим также, что, по словам начальника управления «Татнефтеснаб» Марата Мухамадиева, «Татнефть» приветствует поставки без предоплаты с рассрочкой платежа на 45 дней. «Если же вам крайне необходим авансовый платеж, то вы должны представить на эту сумму стопроцентную банковскую гарантию. Банк должен входить в 20-ку лучших банков страны или в банковскую группу «Зенит», — пояснил он.

«ПОСТАВЛЯТЬ НА «ТАТНЕФТЬ» СТАЛО ГОРАЗДО ПРОЩЕ»

Участники заседания поделились с «БИЗНЕС Online» планами в отношении «Татнефти», а организаторы рассказали о том, как промышленные гиганты восприняли предложение встретиться с поставщиками.

Сергей Яковлев — директор ООО «ЭКСПО-Кама»:

— Были и такие крупные компании, которым оказалось неинтересно встречаться с поставщиками, я их называть не хочу. В начале июня я вышел на президента, он поддержал идею дней поставщиков. Потом предложил мероприятие КАМАЗу и получил ответ в том смысле, что они и сами хотели нечто такое провести. Сразу дали зеленый свет, сами провели установочное совещание. «Татнефть» тоже согласилась без долгих раздумий, первый заместитель по общим вопросам Федор Щелоков выделил из своей команды специалистов. Они сразу сказали, что есть поставки из-за пределов республики, из-за рубежа, которые, в принципе, могли бы делать наши люди. А ведь это было в августе, девальвации еще не ждали — просто все так сложилось, что тема попала сегодня в самую точку.

Василь Шайдуллин — гендиректор ИПФ «Краст»:

— Мы раньше уже работали с «Татнефтью», с тех пор прошло пять лет. В принципе, мы тогда сотрудничали успешно, но не без сложностей. Мы пользовались тем, что местные НГДУ и другие структурные подразделения имели возможность самостоятельно заключать разовые контракты на сумму до 500 тысяч рублей в год на каждую фирму. На эту сумму они могли проводить мелкий ремонт, например, а мы занимаемся изготовлением несерийных запчастей. Теперь же, как я услышал, многое изменилось, поставлять «Татнефти» стало намного проще. Появились, например, горячие линии для любых вопросов, и мы будем в нормальном режиме контактировать. Мы делаем десятки тысяч запчастей, которыми «Татнефть» пользуется.

Сергей Шулико — гендиректор ЗАО «Камский завод электронных компонентов»:

— Мы не действующий поставщик «Татнефти», но ищем точки соприкосновения. В первую очередь готовы предложить энергоэффективность — светодиодные светильники собственной разработки. То, что есть на рынке республики, кроме одной казанской компании, — это все «сдувание китайской пыли», а мы производим сами, у нас есть для этого линия, она запаивает светодиоды, которые нереально запаять вручную.

Мы работали с «Нижнекамскшиной» — делали им специальные электронные устройства. Это наше основное направление, но у нас автомобильная электроника, в основном поставляем на КАМАЗ и УралАЗ. Однако мы проводим диверсификацию, разработали абсолютно новый контроллер, ничем не хуже, чем Siemens, с которым работает «Татнефть». При этом специально сделали контроллер в большой кассете, чтобы им проще было заменить разработки 80-х годов, которые сейчас используются.

Работая в автопроме, прежде мы не предпринимали попыток стать глобальным поставщиком «Татнефти», но сегодня автопром падает, мы пошли на рынок с новыми продуктами. Есть проекты, которые мы реализовали с «Эссен Продакшн», есть завершенные городские проекты. Сейчас в тестовом режиме оснащаем светильниками микрорайон Бумажников — экономический эффект с каждого составляет до 180 тысяч рублей. Для «Татнефти» у нас есть, к примеру, светильник, потребляющий всего 7 вольт, он может питаться от автомобильного аккумулятора без всяких преобразователей, а поток излучения равен 100-ваттной лампе накаливания. Передвижные буровые станции требуют освещения, как правило, возят с собой генераторы, а теперь смогут обойтись без них. Мы договорились, что Иван Федорович (Калачев — авт.) подойдет к нашему стенду. Нам важно понять, в чем конкретно «Татнефть» нуждается по энергоэффективности, и мы сможем предложить свои продукты.

 Источник публикации: Деловая электронная газета Татарстана «БИЗНЕС Online»